19 Август 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +21,6 °C

19 Июн  2019 710

"Правда Востока" № 123 от 19 июня 2019 года

Pdf версия газеты + все материалы, опубликованные в газете "Правда Востока" в № 123 (29086) от 19 июня 2019 года.

Приемные премьер-министра: как выявляются системные проблемы и эффективно решаются?

Предпринимателям, если нет проблем с налогами, кредитами, коммунальными услугами, арендой, получением сертификатов, кадастров и других документов, то для счастья большегои не нужно. Но увы, чаще всего дорога пролегает через десятки испытаний.

Не поверил бы, если не стал свидетелем: большинство проб­лем решаемы, если компетентные ведомства перестанут действовать по принципу "моя хата с краю", проявят чуточку понимания, построят с бизнесменами диалог как человек с человеком. Такой механизм работы с предпринимателями внедряется по инициативе Президента - созданы Приемные Премьер-министра, во всех областях организуются встречи с ними представителей республикан­ских министерств, ведомств и банков.

В Ташкенте предпринимателей много, и неблагополучных среди них хватает: просторный зал Дворца культуры МВД был полон еще до начала беседы. Здесь за несколько часов произошло многое - слезы, радость, дискуссии, споры, анализ системных проблем.

Иброхим Холматов владеет предприятием по установке газооборудования и техобслуживанию автомобилей. Объект расположен на берегу канала, входит в "красную зону", где запрещается размещение по­строек и сооружений.

До недавнего времени это не было проблемой - здание построено еще в 1975 году и только в 2000-х реконструировано нынешним владельцем. Чуть больше года назад проведена сплошная инвентаризация недвижимости, выявлены незаконные и самовольные постройки. Суд вынес вполне резонное решение о сносе объекта.

Однако уникальность мероприятия в том, что здесь собрались не для того, чтобы оперировать документами и бумагами, а выслушать человека. Среди участников - представители столичной администрации, Министерства юстиции, Госкомземгеодезкадастра. После небольшой дискуссии И. Холматову предложили возможность приобретения другого участка.

Изучить и удовлетворить - фраза в числе универсальных ответов на обращения, обработать которые невозможно, не разобравшись в ситуации и не выехав на место. Можно подумать, что это ни к чему не обязывающая формальность. На самом деле на удовлетворение каждого обращения дается срок до семи дней, а иногда требуют результата прямо сегодня или завтра, если причина проблемы - банальная бюрократия.К примеру, субъект, занимающийся животноводством, имеет ряд льгот. Но радоваться еще рано, надо получить соответствующий документ у налоговых органов. Процедура прошла успешно через районную инспекцию, но застряла в городской. Благо, представители ведомства присутствовали на встрече и ответили коротко: "Все, завтра же ­решим".

Интересно, что большинство предложений бизнесмены описывают в схожем духе: главой государства созданы беспрецедентные условия для успешной деятельности, осталось сделать то-то и то-то - и станет вообще шикарно.

Директор ЧП "Премьер офис" Юсуф Тагаев сетует на дороговизну установки систем капельного оро­шения.

- Уходит много времени на подготовку документации для бурения, на импортное оборудование установлены таможенные пошлины, вместе с НДС продукция становится дороже на 40 процентов, - описал он проблему.

Ему объяснили, что пошлины установлены на изделия, выпуск которых уже налажен в Узбекистане. Производители предлагают даже услугу по внедрению систем капельного орошения "под ключ", то есть острой необходимости в импортной продукции нет, а отечественная дешевле.

На таких собраниях четко видны системные проблемы. То, что у столицы до сих пор нет генплана, создает неудобства в деятельности сотен предпринимателей. В этом можно убедиться на одном лишь примере из Яккасарайской малой промышленной зоны. Среди ее резидентов пошли слухи, что территория МПЗ может сократиться. Никакого факта или документа нет. Но разговоров стало достаточно для того, чтобы всерьез задуматься о перспективе проектов по расширению.

- На предприятии выпускаем фармацевтическую продукцию, уже договорились об экспорте, но для выполнения соглашения нужно увеличить производственную мощность за счет дополнительных помещений. Как вкладывать средства, когда есть риск оптимизации территории? Кто может дать точный ответ: произойдет сокращение или нет? - обратился с вопросом резидент МПЗ Дилшод Зупаров.

Первый заместитель хокима столицы Даврон Хидоятов заверил, что генплан утвердят уже в 2020 году. Тогда уже станет конкретно ясно, где что снесут или построят. В любом случае никто не осмелится оставить на улице 300 предпринимателей, действующих в промзоне, так что можно не колеблясь продолжать реализацию инициатив, слухи беспочвенные, - подытожил он.

Другая проблема в МПЗ - повышение с этого года арендной платы. Естественно, многих это не устраивает.

- В прошлом году квадратный метр стоил 1640 сумов, а с 2019-го - 6800, чего ждать в дальнейшем - 15 тысяч сумов? - вопрошает один из бизне­сменов.

Сделали расчеты, оказалось, что 1,5 тысячи квадратных метров по текущей ставке обходятся примерно в десять миллионов сумов в месяц. В столице землю по такой стоимости нигде не найти, - отметили представители хокимията Ташкента.

Из ответа работников дирекции МПЗ стало ясно, что основная причина повышения - рост ставок налога на землю, а также необоснованная дешевизна аренды в предыдущие годы, в результате чего у дирекции образовалась задолженность. Впредь такого скачка быть не должно, и это прежде всего зависит от фискальной нагрузки, которая формирует основную часть арендной платы. Так или иначе ответственным лицам поручено изучить возможность удешевления.

Бывает, что решение проблемы может привести к столкновению интересов предпринимателей и горожан. Директор ООО "Програм систем лайн"Б. Рафиков разработал проект по возведению жилого комплекса, нашел инвестора, подобрал участок в Алмазар­ском районе… Только на этой территории расположены заселенные индивидуальные дома.

- Случай тривиальный - 95 процентов людей, понимая, что проживают в аварийных домах, согласны получить компенсацию и переехать, остальные пять, как правило, претендуют на сумму в два-три раза больше остальных, - рассказывает предприниматель. - Решение хокима позволило бы запустить проект.

Столичная администрация уже имеет горький опыт с такими инициативами и документ о сносе построек не подписывает. Бизнесмена просят уговорить людей самостоятельно - организовать презентацию, сделать частичную застройку, например, создать детские площадки, чтобы люди видели и знали, что появится на этом месте. Прежде всего следует удовлетворить запросы людей. К тому же необходимо учесть нужды людей с инвалидностью - им не подойдут квартиры на седьмых-восьмых этажах… Этой актуальный теме Министерство юстиции планирует посвятить отдельный семинар и провести разъяснительную работу с бизнесменами.

Таким образом, в ходе встреч с рабочей группой предприниматели не только решают собственные затруднительные ситуации, но и очерчивают круг системных проблем, в устранении которых заинтересовано общество. Важно, что обе стороны готовы открыто обсуждать сложности и выслушать друг друга.

Отабек Искандаров. 

 

Президентские школы: каков порядок зачисления и учебы

В феврале этого года глава государства подписал постановление об организации Президентских школ, где будут заниматься одаренные дети. Новые учреждения начнут работу уже с этой осени. Первые филиалы появятся в четырех городах республики - Ташкенте, Нукусе, Хиве и Намангане. Подробнее о порядке зачисления и учебном процессе рассказывает начальник департамента образования проекта Президентских школ Наталья ЦАРИКОВА:

- Дети принимаются по территориальному принципу. Если ребенок обучается в Ташкенте, то он имеет право поступать только в ту Президентскую школу, которая расположена в столице. Такой же принцип действует и в других регионах. Документы для участия в конкурсном отборе можно представить несколькими способами: подать заявку онлайн через сайт pm.xtv.uz либо в бумажном виде - в специализированные центры приема документов, адреса которых указаны на сайте. Нужны: справка установленного образца из школы, которую посещает претендент, копия табеля за нынешний учебный год, заверенная печатью и подписью директора, а также свидетельство о рождении. После подачи заявитель (родитель или законный представитель) получает смс-уведомление о приеме заявки.

В Президентские школы-интернаты на конкурсной основе принимаются способные и одаренные дети из числа выпускников 4-9-х классов общеобразовательных учреждений.

- В первый год работы отбор претендентов в виде исключения также проводится в 6-10-е классы. Таким образом, в 2019-м в каждое из четырех учреждений зачислят по 144 человека. Всего в школах будет семь параллелей, каждая из которых состоит из двух классов по 12 учащихся.

- Какие экзамены будут сдавать поступающие ребята?

- Они пройдут в два этапа. Первый - в виде теста по математике, состоящего из 30 заданий. Далее допускается максимальное количество претендентов, набравших наибольшее количество баллов, из расчета 20 человек на одно место. Второй тур включает задания на проверку способности анализировать и сопоставлять информацию, математические задачи с элементами логики, тест по английскому языку.

По выбору претендента вступительные испытания проводятся на государственном либо английском языке, а в Республике Каракалпакстан - на каракалпакском. Знание иностранного играет решающую роль при поступлении в 9-10-е классы. Тестирование по этому предмету при поступлении в 5-8-е классы служит лишь для оценки потенциала будущих учеников.

В Президентские школы-интернаты будут зачислены те, кто наберет самые высокие баллы.

- Расскажите о материально-техническом оснащении школ, какие условия ждут детей?

- Все они будут находиться на территории школы круглосуточно с понедельника по пятницу, а на выходные родители могут забрать их домой. При такой системе обучение становится более эффективным, поскольку позволяет ребятам постоянно пребывать в созданной для них развивающей среде и максимально реализовать свои способности и таланты. Для этого имеются все условия: обширная библиотека, дополнительные уроки по английскому языку, в том числе разговорный клуб, занятия по STEAM-предметам. Также будут действовать творческие мастерские, комнаты робототехники, спортивные комплексы, различные кружки и секции.

Всем учащимся на безвозмездной основе предоставляются проживание в комфортном общежитии со всеми удобствами, комплексное четырехразовое питание, форма и литуратура. Ребята находятся под опекой воспитателей.

- Как происходит отбор педагогов,  какие требования предъявляются к кандидатам?

- Сначала наставники присылают свои резюме и заявления для участия в конкурсе, которые можно заполнить на сайте pm.xtv.uz в разделе "Вакансии". Подходящие приглашаются на второй этап - тестирование на знание своего предмета. После - собеседование.

Кроме уверенного владения дисциплиной, современными методами преподавания, от педагогов STEAM-предметов (математика, химия, физика, биология, информатика, искусство) ждем отличных навыков общения на английском языке. История и другие гуманитарные курсы будут преподаваться на государст­венном.

Отмечу также, что при отборе предпочтение будет отдаваться тем наставникам, которые могут проявить гибкость и креативность в подходах к обучению, открыты освоению нового, умеют работать в команде, постоянно самосовершенствуются и поощряют в детях любознательность.

- Какие новшества сферы впервые будут представлены в Президентских школах?

- Выбрана система образования STEAМ. Эти дисциплины - математика, физика, химия, биология, информатика, дизайн и технология, искусство - уже начиная с пятого класса преподаются на английском, в связи с чем в школах создадим все необходимые условия для глубокого изучения иностранного языка.

STEAM предполагает исследовательский подход к предметам, включает много практических заданий и проектов. Для ведения дисциплин, входящих в программу "Cambridge International", приглашены опытные зарубежные специалисты. Историю, географию, основы духовности будут преподавать квалифицированные отечественные педагоги.

Начиная с восьмого класса ребята, исходя из своих талантов и способностей, могут по собственному желанию выбрать предметы, которые хотят изучать на профильном или стандартном уровне.

- Какая система оценки знаний учащихся станет применяться?

- Программа "Cambridge Inter-national" предусматривает проверку знаний ребят на разных этапах - контрольные работы в течение четверти, итоговые - по окончании курса. Оценивание будет осуществляться различными методами - как традиционным тестированием, контрольными заданиями, так и творческими, проектными работами. Важно, что все они направлены в первую очередь на развитие ребенка и стимулирование его интереса к учебе.

Беседовала
Евгения Юн.

"Правда Востока".

 

 

"Дорожная карта" Шерзода Тошматова

К ней следует присмотреться и другим руководителям спортивных ассоциаций и федераций

Тревожная ситуация сложилась в Ассоциации таэквондо (WTF) Узбекистана. В этом сезонена двух международных турнирах серии Гран-при, прошедших в Риме (Италия) и Манчес­тере (Великобритания), наши таэквондисты оказались за чертой призеров. А ведь именно на этих состязаниях разыгрывались рейтинговые очки, дающие право на участие в Олимпийских играх в Токио (Япония). До конца года остались еще три Гран-при - в Японии, Болгарии и России. Если и на этих турнирах узбекистанцы опять "пролетят", то Ассоциация не повторит результат даже прошлой Олимпиады в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Там выступили три наших соотечественника. Лучшее достижение - пятое место Дмитрия Шокина.

Приняты срочные меры. Сос­тоялась внеочередная конференция. Избран новый председатель. Руководителем стал Шерзод Тошматов. 

Он далеко не случайный человек в мире спорта высших достижений.  С его именем связан взлет муай-тай в Узбекистане.  Признание пришло и на международной арене. В Ташкенте сос­тоялся мундиаль по этому виду восточных единоборств. Около тысячи участ­ников из почти пятидесяти стран и эксперты Международной федерации муай-тай дали самую  высокую оценку организации чемпионата мира. Отметили  и то, что это ристалище впервые  прошло за пределами Таиланда, родины национального вида спорта,  и послужило  популяризации муай-тай на всех континентах.

Примерно за полтора года до Олимпиады-2016  Шерзода Рихсибаевича избрали первым заместителем председателя федерации любительского бокса Узбекистана.  Оставалось совсем немного времени для подготовки к  Играм  четырехлетия в Бразилии.  

Выдержал и это испытание на лидерские качества спортивного менеджера. Хотя его чуть не осмеяли, когда заявил, что боксерская сборная будет представлена в Рио-де-Жанейро во всех одиннадцати весовых категориях, то есть на ринг выйдет максимальное количество наших мастеров кожаной перчатки.

Достижения боксеров общеизвестны. Не только в личных зачетах наши парни выступили блестяще, но и в неофициальном командном первенстве узбекистанцы тогда заняли первое место, опередив признанные мировые дружины Кубы, России, США, традиционно сильные сборные Великобритании, стран Южной Америки и Африки.

При этом Тошматов неизменно подчеркивал, что успехи связаны с большой поддержкой Президента страны, правительства, уделяющих приоритетное внимание воспитанию гармонично развитого поколения, здоровому образу жизни. Это - фундамент для развития спорта высших достижений. Что касается именно бокса, то слаженно действовал весь коллектив федерации, объединивший усилия областных филиалов, тренеров, рефери, профильных врачей, использовал новейшие разработки спортивных ученых.

Накопленный опыт Шерзод Рихсибаевич намерен использовать и при подготовке сборной по таэквондо, основываясь на своих принципах.

- Не считаю, что мне досталось плохое наследство, как пытаются представить скептики, - заявил он. - Основа заложена прочная. Отличная материально-техническая база. Достаточно сказать, что в Азии нет аналогов такому Центру таэквондо, как в Ташкенте. Факт, признанный мировым сообществом. На этой базе континентальная федерация даже намеревалась создать своеобразный азиатский форпост. Есть еще несколько специализированных комплексов не только в столице, но и областях. Оснащены они современным оборудованием, имеется необходимый инвентарь. Нужно все использовать более эффективно.

Ответил новый председатель и на вопрос, как это сделать. Необходим постоянный контроль. А кто его будет осуществлять? Профессиональная администрация ассоциации и настоящие специалисты в ее подразделениях на местах. Но подбор кадров будет происходить не по принципу "новая метла по-иному метет". Никакого кумовства и прочего протежирования. Только по деловым качествам станет определяться состав администрации.

Акцент сделан также на укрепление тренерского и судейского корпусов. От наставников многое зависит. К сожалению, в последние два-три года немало сменилось главных тренеров сборной. Каждый приходил со своим видением достижения результатов. Даже признанные мастера от изобилия тактических задумок терялись, не могли приспособиться к различным требованиям на тренировках. Наблюдалась и другая тенденция.В основном наставники тянули за уши своих воспитанников, отодвигая на обочину порой более одаренных парней и девушек. Как ни парадоксально прозвучит в среде единоборцев, которых считают эгоистами, думающими только о личных достижениях, но сейчас востребован командный тренер, который объективно оценивал бы возможности всех кандидатов в главную команду страны. В ее составе должны быть действительно сильнейшие атлеты, а не отдельные любимчики, даже имеющие титулы.

Не случайно затронута и проблема судейства. Увы, и из-за предвзятого отношения арбитров во время поединков на различных республиканских турнирах, особенно детско-юношеских, довольно часто ломаются судьбы многих талантливых ребят, опускаются руки их тренеров. И об этом говорил Шерзод Рихсибаевич, заявляя о буквально хирургическом вмешательстве в дела судейские.

Важная составляющая в деятельности ассоциации - селекционная работа. Из поля зрения выпало то, каков коэффициент полезного действия отделений таэквондо в специализированных интернатах олимпийского резерва, открытых во всех областных центрах и ряде городов и районов. Какова их отдача? Есть ли полноценный резерв?

Предлагались разные варианты решения этих вопросов. Например, чтобы оценить работу детско-юношеских тренеров, нужно увеличить количество соревнований для всех возрастных групп, начиная с десятилетних мальчишек и девчонок. Их состязания должны быть организованы на уровне международных стандартов. Так можно повысить массовость таэквондо, расширить географию селекции.

Разумеется, на пресс-конференции, состоявшейся сразу после избрания нового председателя, особое внимание уделено проблемам насущным: как теперь станет осуществляться подготовка к лицензионным олимпийским турнирам? Подчеркнем, что первые пять таэквондистов в мировом рейтинге могут застолбить поездку в Токио. Для тех, кто не попал в заветный список, Международной федерацией организовываются в марте-апреле следующего года континентальные, своеобразные "утешительные" соревнования - чемпионат Азии в Китае. Но там только финалисты получат право участвовать во Всемирном спортивном форуме.

Если исходить из результатов Азиатских игр, которые рассматриваются специалистами как генеральная репетиция перед Олимпиадой-2020, то костяк национальной сборной в целом перспективный. Напомним, десять заявленных наших участников завоевали в Индонезии шесть наград. Чемпионом стал Никита Рафалович, на вторую ступеньку пьедестала почета поднялись Ниёз Пулатов, Дмитрий Шокин и Мадинабону Маннопова, "бронза" - в активе Нигоры Турсунпулатовой и Светланы Осиповой.

Почему же они оказались в этом сезоне вне призового подиума?

- Предстоит анализ неудачных выступлений, - сказал Ш. Тошпулатов. - Правда, времени на принятие верных решений крайне мало. Поэтому оперативно следует учитывать все нюансы при подготовке, а не сетовать только на некачественные учебно-тренировочные сборы, ошибки тренеров, безволие спортсменов, оказавшихся не в лучшей спортивной форме. Не искать крайних и то, что лежит на поверхности. В частности, прошли ли акклиматизацию в той же Италии или Великобритании таэквондисты перед выходом на татами.  Замечу, что боксеры выехали в олимпийское Рио-де-Жанейро за пятнадцать дней до выхода на ринг, чтобы адаптироваться к климатическим условиям Бразилии. Привезли с собой даже продукты, чтобы постепенно перейти к употреблению пищи, которая там предлагалась. По рекомендациям ученых и врачей использовали биодобавки, позволяющие быс­трее восстановиться после изнурительных схваток. Кстати, витаминизация для таэквондистов особенно важна: если боксеры выходят на поединки с перерывом примерно через два дня на третий, то судьба наград в нашем олимпийском виде программы решается буквально за один вечер. Интенсивность встреч высокая. Поэтому намерены привлечь к анализу еще и спортивных врачей, психологов, ученых. Это не просто инновационный подход, а веление времени.

Только решив весь комплекс проблем, председатель потом обозначил то, как будет складываться международное сотрудничество. "Иначе все попытки к взаимопониманию окажутся декларативными. Чтобы на равных разговаривать с потенциальными партнерами, необходим авторитет на международной арене", - заключил Шерзод Тошматов, представляя контуры "дорожной карты" Ассоциации таэквондо Узбекистана.

Тимур Низаев.
Обозреватель "Правды Востока".

 

Постановление 
Президента Республики Узбекистан

О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки востребованных квалифицированных кадров и развитию научного потенциала в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека в 2019–2023 годах

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека за период своей деятельности внес значительный вклад в развитие образования и науки, а также подготовку кадров для различных отраслей экономики, социальной и духовной сфер республики. За истекший период подготовлено более 100 академиков и 2,5 тысячи докторов и кандидатов наук. Признанными стали школы математиков Т. Сарымсакова, С. Сирожиддинова, М. Салохиддинова, биохимиков Ж. Мусаева, геологов Х. Абдуллаева, Т. Далимова и других. Воспитанниками университета являются Герои Узбекистана А. Орипов, Э. Вахидов, О. Шарафиддинов и С. Ганиева.

Учебный процесс, с учетом современных требований, обновлен государственными образовательными стандартами и учебными программами подготовки специалистов, а также переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Внедрена новая двухступенчатая система подготовки научных кадров высшей квалификации. За последние 10 лет диплом университета получили свыше 26 тысяч квалифицированных выпускников по различным направлениям и специальностям.

В настоящее время реализуется 114 научных и научно-образовательных проектов, 18 из которых международные, в которых участвуют более 50 процентов преподавателей университета. С 2018/2019 учебного года реализуются совместные образовательные программы с Казанским федеральным университетом (Российская Федерация) по направлению «Геодезия и геоинформатика» и Холонским институтом технологий (Израиль) по направлениям «Компьютерные науки», «Инженерная математика», «Технологический менеджмент». В ведущих университетах мира обеспечиваются стажировки, повышение квалификации и научные исследования 226 преподавателей и докторантов.

Реализованы меры по модернизации и укреплению материально-технической базы университета. Открыты 2 новых факультета, осуществлена реконструкция учебно-лабораторных корпусов, оснащенных новым лабораторным оборудованием. Оплата труда профессорско-преподавательского состава увеличена в 2,5 раза.

Принимаемые государством меры всесторонней помощи и поддержки деятельности университета, безусловно, способствуют подготовке не только «…креативно и системно мыслящих, способных принимать нестандартные решения, ставящих интересы страны превыше всего специалистов высокой квалификации…», но и воспитанию способной и талантливой студенческой молодежи.

Сегодня 73 процента студентов университета представляют Республику Каракалпакстан и все 12 областей республики. Среди них лауреаты премии имени Зульфии, именные стипендиаты, призеры международных и республиканских олимпиад по предметам, победители чемпионатов мира и Азии по различным видам спорта. Более 87 процентов выпускников академического лицея имени С. Сирожиддинова успешно поступили и продолжают учебу в вузах республики.

Наряду с этим критический и всесторонний анализ выявилкомплекс недостатков и проблем, которые становятся серьезным тормозом и препятствием в сфере подготовки кадров высокой квалификации, развития научного и многогранного человеческого капитала. За последние годы не обеспечены практические и эффективные меры по подтверждению его статуса Национального университета. В их числе:

первое – структура направлений и специальностей образования, а также квоты приемапо каждому факультету и кафедре значительно отстают от реальной потребности, зачастую не соответствуют территориальным программам социально-экономического развития, потребностям рынка труда и заказчиков кадров. Трудоустройство выпускников не всегда соответствует полученной специальности;

второе – низок уровень внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, в том числе апробированных и соответствующих международным стандартам. Учебно-методическое обеспечение и содержание образовательного процесса отстают от инновационного и технологического развития отраслей экономики, неэффективна организация теоретической и производственной практики студентов;

третье – отсутствует четко выраженная система подготовки резерва кадров для обеспечения эффективного управления университетом, включая учебно-воспитательный и научный процесс. Сохраняется недостаточный уровень профессионального мастерства отдельных педагогических кадров, неэффективность курсов повышения квалификации, стажировки педагогических и научных сотрудников, слабое привлечение потенциала НИИ Академии наук Республики Узбекистан при назначении руководителей и консультантов магистрантов и диссертантов, несистемность подготовки кадров по различным программам, в том числе по магистратуре за рубежом;

четвертое – лишь 59 процентов преподавателей университета имеют ученые степени,при этом средний возраст докторов наук составляет 61, кандидатов наук – 54 года. Университет не входит в рейтинги авторитетных международных агентств, международная цитируемость научных статей ученых остается низкой, отмечается слабая мотивация и заинтересованность к науке со стороны определенной части студенчества;

пятое – на низком уровне остаются содержание, производительность и качество информационной системы университета, а также компетентность IT-специалистов. Отсутствует высокоскоростной доступ к сети Интернет, всего 7 процентов территории университета охвачено беспроводным доступом к интернету, в том числе к зарубежным информационным образовательным ресурсам;

шестое – не осуществляется должным образом работа по установлению тесных партнерских отношений с ведущими зарубежными профильными научными центрами,особенно на основе научных стажировок, недостаточно количество вовлеченных иностранных профессоров и преподавателей в учебную и научную деятельность университета;

седьмое – проведенные социологические исследования указывают на необходимость наполнения конкретным содержанием духовно-просветительской работы с юношами и девушками, а также молодыми педагогами, воспитания у них не только тяги к знаниям, но и чувства верности национальным традициям гуманности и высокой духовности, укрепления критического мышления и иммунитета к чуждым идеям и идеологиям. Большинство руководителей ректората, факультетов и кафедр самоустранились от этой важной работы, крайне редки их встречи с молодежью в общежитиях. Низким остается уровень досуга, многих мероприятий, в том числе культурно-массовых, и спорта;

восьмое – не принимаются действенные меры для укрепления материально-технической базы отдельных факультетов, академического лицея, спортивных сооружений и мест полевой практики студентов. В научно-исследовательских лабораториях не хватает современного оборудования. Существует дефицит мест в общежитиях для студентов, а также недостаточность жилья для работников университета и специалистов, приглашаемых из-за рубежа;

девятое – отсутствует четко выраженная стратегия развития университета, основанная на современных методах и передовой практике менеджмента высших образовательных учреждений. Требует пересмотра и оптимизации система финансирования, а также внедрения прозрачных механизмов рационального и эффективного использования средств, и прежде всего бюджетных;

десятое – не внедрена рейтинговая система оценки эффективности труда руководителей деканатов и кафедр, а также профессорско-преподавательского состава и последующего их материального стимулирования.

Указанные недостатки и проблемы являются прямым следствием отсутствия у руководства Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека (Марахимов А.Р.) и Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (Маджидов И.У.) требовательности, целеустремленности и личной инициативы по поиску, созданию и активному внедрению отвечающих международным стандартам современных форм и методов подготовки кадров высокой квалификации и новой формации, эффективному использованию огромного потенциала вузовской науки, а также всестороннему воспитанию достойной студенческой молодежи, готовой и способной внести активный вклад в динамичное развитие Республики Узбекистан.

В целях реализации системных мер по коренному улучшению качества подготовки в соответствии с международными стандартами востребованных квалифицированных кадров в области фундаментальных и гуманитарных наук, интенсивного развития вузовской науки, эффективного использования научного потенциала по перспективным и высокотехнологичным направлениям, неуклонного повышения профессионального уровня и педагогического мастерства кадров, усиления духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, а также обеспечения комплексного развития Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека:

1. Строго предупредить ректора Марахимова А.Р. и его заместителей Джумабаева Д.Х., Тураева А.С., Ибадуллаева В.А., Кодирова Н.Н. об их персональной ответственности за допущенные серьезные недостатки по обеспечению эффективного менеджментаструктурными подразделениями университета, отсутствие системного анализа текущих, среднесрочных и перспективных задач,низкую требовательность к кадрамруководителей управленческого звена и профессорско-преподавательского состава, за обеспечение внедрения современных образовательных, в том числе инновационных программ и эффективной научно-исследовательской работы на уровне признанных международных требований и стандартов, а также повышение его рейтинга среди отечественных университетов и зарубежных ведущих высших учебных заведений.

2. Обратить внимание министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Маджидова И.У., его заместителей – Шарипова К.А., Бегимкулова У.Ш., Бузрукхонова С.М., коллегии и руководителей структурных подразделений центрального аппарата министерства на отсутствие контроля, действенной координации и низкую эффективность принимаемых ими мер по реализации основных направлений, приоритетных задач и достижению целевых показателей, определенных на 2017–2021 годы в постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года № ПП-2909 и ряда нормативно-правовых актов по комплексному развитию Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека как базового университета в сфере подготовки кадров по математическим, естественно-научным и гуманитарным направлениям высшего образования в стране.

3. Заместителю Премьер-министра Абдухакимову А.А. совместно с советником Президента Республики Узбекистан по вопросам молодежи, науки, образования, здравоохранения и спорта Абдувахитовым А.А.:

до 1 июля 2019 года – тщательно и всесторонне проанализировать эффективность реализации приоритетных задач, требований и мер, утвержденных актами Президента Республики Узбекистан и правительства в 2015–2019 годах по системе развития высшего образования в республике на 2017–2021 годы;

до 1 августа 2019 года – на основе критического анализа внести конкретные предложения по: первое – результативности принятых мер по ключевым направлениям развития высших учебных заведений, укреплению их материально-технической базы и состоянию финансирования; второе – внесению оптимальных корректировок в утвержденные комплексные программы (меры); и третье – мерам персональной ответственности руководителей соответствующих министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах, проявивших безответственность в реализации возложенных на них целевых задач.

4. Особо обратить внимание вышеуказанных должностных лиц и руководителей министерств, ведомств и хокимиятов на необходимость своевременной, неукоснительной и в полном объеме реализации требований и приоритетных задач, определенных на встрече с ректорами вузов и научной общественностью республики 24 мая 2019 года в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо УлугбекаВ этих целях разработать, утвердить и реализовать практические меры, обеспечивающие выполнение данных поручений и достижение поставленных целей.

5. Определить основной целью руководства Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, его факультетов, специализированных и других кафедр, научно-исследовательских институтов, академического лицея, всего профессорско-преподавательского состава и студенческой молодежиразработку комплекса конкретных мер по реализации многогранной и приоритетной задачи – «…всестороннее развитие человеческого капитала, создание необходимых и благоприятных условий для подготовки специалистов на уровне международных стандартов, способных обеспечить в дальнейшем интеллектуальную, научную и экономическую мощь, а также процветание и независимость Республики Узбекистан…».

6. В целях обеспечения разработки Программы комплексного развития Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека на 2019–2023 годысогласиться с предложениями ректората университета, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства экономики и промышленности, Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства финансов, руководителей отраслей экономики и социальной сферы – заказчиков кадров, хокимията г. Ташкента о совместной разработке 9 целевых программ, которые призваны стать прочным фундаментом, действенным механизмом и гарантией коренного совершенствования системы подготовки востребованных квалифицированных кадров и развития научного потенциала университета, а также восстановления его статуса как флагмана высшего образования Республики Узбекистан. Утвердить, согласно приложениям № 1–9, основные направления разработки следующих целевых программ:

«Оптимизация направлений и специальностей образования, формирование целевых параметров подготовки кадров с учетом потребностей развития регионов, отраслей экономики, науки и социальной сферы, организация практики студентов на производственных и иных предприятиях» – Компонент № 1;

«Совершенствование организации планирования, углубления и улучшения качества образовательного процесса в соответствии с международной практикой внедрения новейших педагогических технологий и методов обучения» – Компонент № 2;

«Совершенствование системы подбора и назначения кадровруководителей и профессорско-преподавательского состава ректората, факультетов, кафедр, научно-исследовательских учреждений и академического лицея, повышения их профессионального уровня и педагогического мастерства» – Компонент № 3;

«Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, интеграции университетских исследований с потребностями производства, академической наукой, обеспечение результативности научной работы преподавателей, привлечение молодежи к научной деятельности» – Компонент № 4;

«Создание Единого информационного пространства образовательной, научной и административной деятельности, оснащение инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий, пополнение контентом» –Компонент № 5;

«Развитие международного сотрудничества, партнерских отношений с ведущими зарубежными университетами, привлечение к образовательной деятельности зарубежных специалистов и преподавателей» – Компонент № 6;

«Совершенствование системы воспитательной работы, привития студентам высоких моральных и духовно-нравственных качеств, укрепление иммунитета к чуждым идеям и идеологиям, создание условий для здорового образа жизни и организации досуга студентов» –Компонент № 7;

«Модернизация и укрепление материально-технической базы, оснащение лабораторий современным учебно-научным оборудованием, развитие социально-спортивной инфраструктуры» – Компонент № 8;

«Эффективное финансирование деятельности университета, оптимизация расходов и поэтапный переход на самофинансирование» – Компонент № 9.

7. В целях обеспечения координации работы университета, Министерства высшего и среднего специального образования, других министерств и ведомств по своевременной подготовке соответствующих нормативных документов и практических мер, их тщательной экономической, финансовой и правовой экспертизы, а также формирования целевых программ в установленные сроки создать Координационную группу в составе согласно приложению № 10. Руководителю Координационной группы – заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимову А.А. в недельный срок утвердить составы рабочих групп в разрезе приложений № 1–9 к постановлению и пошаговые графики их реализации.

8. Внедрить, начиная с 2019/2020 учебного года, с учетом изучения апробированного опыта ведущих высших учебных заведений стран СНГ и иностранных государств, в том числе МГУ имени М. Ломоносова, систему рейтинговой оценки эффективности деятельности руководителей и профессорско-преподавательского состава в разрезе факультетов и кафедр, лабораторий научно-исследовательских институтов, в академическом лицее и в целом университета по утвержденным целевым программам.

Ректору Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека совместно с Министерством высшего и среднего специального образования разработать и утвердить:

до 1 августа 2019 года – порядок и комплекс мер по реализации 5 инициатив Президента Республики Узбекистан на всех курсах и в структурных подразделениях университета.

Определить приоритетной задачей ректора и проректоров, руководителей деканатов и кафедр, всего профессорско-преподавательского состава университетавнедрение на постоянной основе практики активного диалога со студентами, особенно с проживающими в общежитиях и вне, системное изучение их нужд и запросов, принятие конкретных мер по устранению проблемных вопросов в учебной, научной и духовной жизни студенческой молодежи;

до 1 сентября 2019 года – индикаторы (показатели), на основе которых будет внедрена система рейтинговой оценки;

до 1 октября 2019 года – на основе вышеуказанных индикаторов (показателей) систему рейтинговой оценкиэффективности и результативности деятельности структурных подразделений и университета в целом.

9. Определить важнейшей задачей ректората Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека и Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистанразработку комплекса мер по коренному улучшению системы повышения уровня знаний и квалификации, профессиональной подготовки руководителей структурных подразделений и профессорско-преподавательского состава, предупреждению и искоренению среди отдельной части из них негативных проявлений. В этих целях разработать конкретные меры:

до 1 сентября 2019 года – по формированию действенного резерва кадров в структурных подразделениях университета;

до 1 октября 2019 года – по проведению, в установленном порядке, аттестации работников управленческого звена, а также профессорско-преподавательского состава всех подразделений университета;

до 1 ноября 2019 года – по организации сроком на 6 месяцев стажировок по линии Фонда «Эл-юрт умиди» и за счет других источников финансирования руководителей и профессорско-преподавательского состава университета в известных и с высоким уровнем рейтинга зарубежных высших учебных заведениях и научно-технических центрах, а также на отечественных предприятиях, в организациях и подразделениях системы Академии наук республики.

10. Утвердить обновленные организационную структуру и структуру ректората Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека согласно приложению № 11. Ввести с 2019/2020 учебного года в структуру ректората должность проректора по учебно-методическому обеспечению и контролю качества образования университета – как базового вуза по учебно-методическому и научному патронажу, координации методологии разработки и совершенствования образовательных программ для высших учебных заведений республики.

Согласиться с предложениями ректората университета, Министерства высшего и среднего специального образования, руководителей органов государственного и хозяйственного управления – заказчиков кадров о создании следующих факультетов: 

с 2019/2020 учебного года – узбекско-израильского факультета по направлениям «Инженерная математика», «Компьютерные науки»
и «Технологический менеджмент»; 

с 2020/2021 учебного года и в последующие годы – «Прикладная математика и интеллектуальные технологии», «Биофизика и инженерные исследования», «Фундаментальная медицина и биохимия».

Ректору университета Марахимову А.Р. в 10-дневный срок совместно с Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов, исходя из приложения № 11, разработать и утвердить штатные расписания ректората, деканатов, кафедр и других структурных подразделений университета.

Согласиться с предложением Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан о создании при Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека Научно-практического центра интеллектуально-программных систем.

11. Преобразовать академический лицей имени С.Х. Сирожиддинова в Республиканский академический лицей имени С.Х. Сирожиддинова со специализацией естественные и точные науки.

Национальному университету Узбекистана имени Мирзо Улугбека совместно с Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров обоснованные предложения по дальнейшей эффективной деятельности Республиканского академического лицея имени С.Х. Сирожиддинова, включая:

порядок приема учащихся с их дальнейшим прямым зачислением, начиная с 2021/2022 учебного года, на соответствующие факультеты Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека;

преобразование, начиная с 2021/2022 учебного года, Республиканского академического лицея имени С.Х. Сирожиддинова в Республиканскую гимназию имени С. Сирожиддинова.

12. Утвердить основные показатели приема студентов на основе государственного заказа в Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека на 2019/2020 учебный год согласно приложениям № 12–13.

13. Определить следующие источники финансирования деятельности университета:

а) бюджетные средства республики, выделяемые через Министерство высшего и среднего специального образования, и направляемые на финансирование текущих расходов университета в соответствии с уставной деятельностью;

б) средства по оплате контрактов, поступающие на отдельный лицевой счет в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан и направляемые на финансирование текущих расходов Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека в соответствии с уставной деятельностью и осуществление капитальных расходов;

в) грантовые средства, поступающие на счет в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан и направляемые на финансирование расходов в соответствии со сметой гранта;

г) средства по хоздоговорной (или другой) тематике, поступающие на счет в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан и направляемые на финансирование выполнения договорных работ;

д) прочие поступления от непрофильной деятельности, направляемые на текущие расходы университета.

14. Принять к сведению, что в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека создан Фонд развития университета, источником которого являются поступления средств от хозяйственных договоров, платных курсов, спонсорских отчислений, сдачи в аренду помещений, деятельности типографии и других.

Установить порядок, в соответствии с которым средства Фонда развития направляются строго на следующие цели:

укрепление материально-технической базы;

погашение кредиторской задолженности;

материальное поощрение сотрудников и профессорско-преподавательского персонала.

15. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан до 1 августа 2019 года разработать и внести в Кабинет Министров предложения, предусматривающие, в качестве эксперимента, создание Попечительского совета Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, утверждение его персонального состава, определение полномочий, механизмов принятия и исполнения решений.

16. Заместителям Премьер-министра Республики Узбекистан Раматову А.Ж., Кучкарову Д.А., Абдухакимову А.А., Нарбаевой Т.К., руководителям министерств и ведомств, хокиму г. Ташкента Артыкходжаеву Ж.А.обеспечить своевременную и тщательную проработку поручений, определенных на встрече с ректорами вузов и научной общественностью 24 мая 2019 года. В том числе:

до 1 июля 2019 года – представить предложения по строительству на территории студенческого городка Алмазарского района г. Ташкента: 6 современных многоэтажных домов, в том числе для профессорско-преподавательского состава и молодых исследователей университета, универсального спортивного комплекса, «Молодежного сада», зоны Wi-Fi и других объектов;

до 1 января 2020 года – по строительству зданий вивария и оранжереи для биологического факультета университета;

до 1 января 2020 года – по укреплению материально-технической базы и оснащению современными гидрометеорологическими приборами Чарвакского учебно-практического центра университета.

Принять к сведению, что в целях оснащения учебно-научных лабораторий факультетов по точным и естественным наукам университету выделено 6 млн долларов США.

17. Министерству инновационного развития, Академии наук, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству финансов, Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в месячный срок разработать и внести проект постановления Кабинета Министров о порядке выплаты с 1 сентября 2019 года доплаты к ежемесячной заработной плате работников, занимающихся научно-педагогической и трудовой деятельностью во всех государственных организациях в сфере образования и науки, в размере: до 30 процентов – имеющим степень кандидата наук или доктора философии (PhD) (или приравненную к ним степень зарубежных стран); до 60 процентов – имеющим степень доктора наук (Doctor of Science) (или приравненную к ним степень зарубежных стран) за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Определить, что доплаты производятся с учетом конкретного вклада каждого работника в научно-педагогическую и трудовую деятельность на основании представления руководителя структурного подразделения и решения коллегиального органа учреждения (организации).

18. Министерству финансов, Академии наук, Министерству инновационного развития, Министерству высшего и среднего специального образования, Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и внести проект постановления Кабинета Министров о внедрении с 1 января 2020 года института стажеров-исследователей в качестве ступени подготовки в системе послевузовского образования за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

19. Заместителю Премьер-министра, министру финансов Республики Узбекистан Кучкарову Д.А. обеспечить тщательную финансовую проработку поручений и мер, предусмотренных настоящим постановлением, для последующего внесения обоснованных предложений по выделению средств для их финансирования с учетом источников, указанных в пунктах 13–14 постановления и международных грантов.

20. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

21. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А., министра высшего и среднего специального образования Маджидова И.У. и ректора Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека Марахимова А.Р.

О результативности принятых мер доложить 1 августа и 1 октября 2019 года, 10 января 2020 года.

 

Президент Республики Узбекистан                              Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,
17 июня 2019 года.

* * *

 Комментарий

к постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки востребованных квалифицированных кадров и развитию научного потенциала в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека в 2019–2023 годах» 

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека является крупнейшим высшим образовательным учреждением Узбекистана, обладающим многолетними педагогическими и научными традициями. Университет ежегодно пополняет различные отрасли экономики, сферы образования и науки своими выпускниками, а также активно занимается научно-исследовательской деятельностью, в том числе на международном уровне. В настоящее время реализуются 114 научных и научно-образовательных проектов, 18 из которых – международные. Осуществлены меры по модернизации и укреплению материально-технической базы университета. Повышена заработная плата профессорско-преподавательского состава.

Наряду с этим в постановлении отмечается, что критический и всесторонний анализ выявил комплекс проблем, которые становятся серьезным тормозом и препятствием в подготовке кадров высокой квалификации, развитии научного и многогранного человеческого капитала. За последние годы не обеспечены практические и эффективные меры по подтверждению его статуса Национального университета.

Так, структура направлений и специальностей образования, а также квоты приема значительно отстают от реальной потребности в кадрах, низок уровень внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, сохраняются недостаточный уровень профессионального мастерства отдельных педагогических кадров и неэффективность курсов повышения квалификации.

Особо отмечается, что университет не входит в рейтинги авторитетных международных агентств, имеет место слабая мотивация и заинтересованность в науке со стороны части молодежи. Имеются серьезные упущения в обеспечении материально-технической базы образовательного и научного процессов.

Принимая во внимание текущую ситуацию, а также роль и место университета в сфере высшего образования страны, постановлением предусмотрена реализация системных мер по коренному улучшению качества подготовки кадров по востребованным направлениям и специальностям, интенсивному развитию научных исследований по перспективным и высокотехнологичным направлениям, а также неуклонному повышению профессионального уровня и педагогического мастерства профессоров-преподавателей.

Необходимо отметить, что основные положения постановления были определены Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым на встрече с ректорами вузов и научной общественностью республики 24 мая 2019 года в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека. На основе итогов встречи в постановлении формулируется основная цель руководства и всего коллектива университета – реализация многогранной и приоритетной задачи – «…всестороннее развитие человеческого капитала, создание необходимых и благоприятных условий для подготовки специалистов на уровне международных стандартов, способных обеспечить в дальнейшем интеллектуальную, научную и экономическую мощь, а также процветание и независимость Республики Узбекистан».

В качестве ключевого положения предусматриваетсяразработка целевых программ по 9 компонентам, которые призваны стать прочным фундаментом, действенным механизмом и гарантией коренного совершенствования системы подготовки востребованных квалифицированных кадров и развития научного потенциала университета, а также восстановления его статуса в качестве флагмана высшего образования Республики Узбекистан.

Для решения поставленной задачи в качестве приоритетного направления формирования новой образовательной модели университета постановлением предусматривается внедрение системы рейтинговой оценки эффективности деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава с разработкойэффективных индикаторов и показателей по учебной, учебно-методической, научно-инновационной, воспитательной и организационной деятельности.

На нынешнем этапе развития университет должен стать эффективной площадкой для формирования инновационной модели высшего образования, отвечающей научным, производственным, социальным, духовно-нравственным запросам современного общества, а также сохранять лидерство в системе высшего образования республики. В этих целях постановлением предусматривается:

первое – увеличение доли направлений образования в 2019–2021 годах в сфере естественных наук, математического образования, компьютерных технологий и информатики;

второе – поэтапное открытие узбекско-израильского факультета, а также факультетов «Прикладная математика и интеллектуальные технологии», «Биофизика и инженерные исследования», «Фундаментальная медицина и биохимия»;

третье – академическому лицею имени С.Х. Сирожиддинова присваивается статус республиканского со специализацией естественные и точные науки и ставится задача его формирования как центра отбора и подготовки одаренных детей для обучения в университете, формирования будущей научно-педагогической элиты;

четвертое – создание в структуре университета Научно-практического центра интеллектуально-программных систем.

Исходя из опыта и традиций ведущих университетов мира в целях интеграции в мировое образовательное пространство и повышения качества образования одной из приоритетных задач предусматривается внедрение кредитно-модульной системыорганизации учебного процесса, начиная с 2020/2021 учебного года – на двух факультетах, а с 2021/2022 учебного года – в целом по университету.

В качестве необходимого условия обеспечения лидерства и конкурентоспособности на международном уровне постановлением ставится задача развития фундаментальных и прикладных исследований. В этих целях намечается увеличение ежегодной квоты приема в докторантуру университета и в целевую докторантуру за рубежом для обеспечения ежегодного повышения научного потенциала. При этом планируется широкоевовлечение в образовательный процесс высококвалифицированных зарубежных ученыхпреподавателей и специалистов.

Постановлением предусматривается комплекс мер по коренному обновлению его инфраструктуры и внутренней телекоммуникационной сети. Университет будет обеспечен широкополосным доступом к сети Интернет до600 Мб/сек уже в течение 2020 года. Территория университета и прилегающие площади будут обеспечены зоной Wi-Fi.

В течение 2020–2023 годов будет осуществлен капитальный ремонт (реконструкция) и оснащение студенческих общежитий, а для профессоров-преподавателей и молодых исследователей университета построено 6 многоквартирных домов и универсальный спортивный комплекс. В целях оснащения учебно-научных лабораторий факультетов по точным и естественным наукам на валютный счет университета перечисляется млн долларов США.

С 1 сентября 2019 года будут установлены доплаты к ежемесячной заработной плате работникам, занимающимся научно-педагогической деятельностью, трудовой деятельностью во всех государственных организациях в сфере образования и науки, в размере до 30 процентов –имеющим степень кандидата наук или доктора философии (PhD) и в размере до 60 процентов – имеющим степень доктора наук (Doctor of Science) за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан. При этомдоплаты производятся с учетом конкретного вклада каждого работника в научно-педагогическую и трудовую деятельность на основании представления руководителя структурного подразделения и решения коллегиального органа учреждения (организации).

Особое внимание в постановлении уделяется привитию студентам высоких моральных и духовно-нравственных качестввнедрению эффективного механизма и новых педагогических инноваций в организацию духовно-просветительской работы, повышению ответственности профессоров-преподавателей за воспитательную работу со студентами, обеспечение на практике взаимосвязи образования и воспитания.

В этих целях приоритетной задачей ректора и проректоров, руководителей деканатов и кафедр, всего профессорско-преподавательского состава университета определено внедрение на постоянной основе практики активного диалога со студентами, особенно с проживающими в общежитиях и вне, системное изучение их нужд и запросов, принятие конкретных мер по устранению проблемных вопросов в учебной, научной и духовной жизни студенческой молодежи.

Реализация постановления позволит Национальному университету Узбекистана имени Мирзо Улугбека статьбазой для разработки новых технологий, которые призваны обеспечить конкурентоспособность страны на международной арене в условиях глобализации. Инновации, внедряемые в систему подготовки научных кадров, ориентированные на реализацию исследований, отвечающих темпам роста мировой науки, позволят университету занять лидирующие позиции в системе высшего образования и будут способствовать развитию научной, научно-технической и интеллектуальной сфер страны.

 

 

Подарок главы государства - автомобиль "Кобальт"

В Букинском районе Ташкентской областив рамках выдвинутых Президентом пяти важных инициатив состоялось духовно-просветительское мероприятие.

В мероприятии, проводившемся в махалле "Бустон", приняли участие ответственные работники Администрации Президента Республики Узбекистан, академики Академии наук Республики Узбекистан, писатели, поэты, любимые народом артисты, молодежь и активисты районных махаллей.

1 июня этого года Президент посетил махаллю "Бука" Букинского района и ознакомился с работой, проводимой в рамках пяти инициатив. В ходе посещения учащаяся 3-го класса общеобразовательной школы № 27 района Фазилат Якубова зачитала стихотворение, посвященное пяти важным инициативам. Президент сказал, что подарит отцу Фазилат автомобиль за то, что тот создал творческую среду и условия для образования и воспитания, всестороннего развития дочери. Самой девочке он предложил создать домашнюю библиотеку с названием "Фа­зилат".

Перед началом встречи жителей махалли "Бустон" с деятелями науки, культуры, литературы и искусства отцу Фазилат Хикматилле Якубову вручили подарок Президента - ключи от автомобиля "Кобальт".

- Выдвинутые главой государства пять важных инициатив придали новый импульс жизни населения всего кишлака, - сказал Х. Якубов. - Коренным образом изменилось мировоззрение людей, особенно молодежи. Как учитель, могу уверенно сказать, сегодня чтение книг и спорт стали неотъемлемой частью их жизни. Моя старшая дочь Шахноза учится в 6-м, младшая Фазилат - в 3-м классе. Обе дочери пишут стихи, чтение книг - их любимое занятие. По предложению Президента организовываем у себя дома библиотеку "Фазилат". Союз молодежи обещал подарить две тысячи книг. Убежден, что пять важных инициатив будут способствовать всестороннему развитию молодежи, а молодежь с большим потенциалом - обеспечению нашего великого будущего.

Во время посещения Букинского района глава государства также дал поручения по созданию ансамбля "Келажак нихоллари" из воспитанников дворца культуры и передаче ему в качестве подарка автобуса. В соответствии с поручением детской школе музыки и искусства № 19 тоже вручили подарок Президента - ключи от автобуса "Исузу".

На мероприятии, состоявшемся в центре культуры махалли "Бустон", академики, писатели и поэты рассказали молодежи о важности знаний и здоровья, о том, что достичь всего этого можно лишь путем чтения книг и занятий спортом, также говорили об условиях, созданных для молодежи, и необходимости эффективного использования этих возможностей. Представители науки подарили молодежи книги.

В рамках мероприятия демонстрировалась выставка работ букинской молодежи в сферах живописи и ремесленничества. На недавно реконструированном и сданном в эксплуатацию стадионе "Бустон арена" состоялись спортивные соревнования.

В мероприятии принял участие исполняющий обязанности хокима Ташкентской области РустамХолматов.

А. Худойкулов.
Корр. УзА.

 

Необходим здравый протекционизм 

Каждый раз, когда очередная отрасль получает льготы и преференции, противники протекционизма дружно вспоминают метафору о граблях, указывая на несостоятельность автопрома. Аргументы оппонентов тоже не лишены смысла - нужно поставить на ноги национальную промышленность, обеспечить занятость и благополучие населения. Председатель правления Ассоциации "Узэлтехсаноат" Алишер АБДУЛЛАЕВ рассказывает о преимуществах на примере курируемой отрасли:

- Электротехнические изделия импортируются в нашу страну в больших объемах. Согласно официальной статистике в прошлом году завезено продукции на 788 миллионов долларов. Если учитывать "черный" импорт, цифра вырастает до миллиарда. Два года назад страна ввела свободную конвертацию, и чтобы поддерживать этот процесс, нужна база - баланс притока и оттока валюты.

Важно не только импортозамещение, но и расширение использования местного сырья. Страна производит в больших объемах медь. Более 50 процентов изготавливаемой из нее продукции - обычная проволока. За счет глубокой переработки сырья можно выпускать также медные трубки, кабели связи, которые стоят дороже. Тонна меди оценивается в сумму около шести тысяч долларов. Перед нами ставится задача за счет переработки получать с экспорта каждой тонны по десять тысяч дол­ларов.

Основные направления развития отрасли, включающие производство импортозамещающей, энергосберегающей, доступной и качественной электробытовой продукции, определены постановлением Президента "О дополнительных мерах по созданию благоприятных условий для дальнейшего развития электротехнической промышленности и повышению инвестиционного и экспортного потенциала отрасли" от30 мая 2019 года.

Сырьевая база отрасли дополнится: АО "Навоиазот" освоит производство ста тысяч тонн поливинилхлорида, Ташкентский металлургический завод - 500 тысяч тонн металлических листов в год. Уровень импорта листового металла сейчас высокий.

В стране также отсутствуют изготовители электродвигателей, использующихся в лифтах, стиральных машинах, соковыжималках и так далее. Зарубежные бизнесмены, услышавшие об изменениях в отрасли, выражают заинтересованность в реализации совместных проектов по локализации не выпускающихся в стране деталей и комплектующих, а также готовой продукции. Постановлением Президента утверждена "дорожная карта" по ускоренному развитию электротехнической промышленности в 2019-2020 годах. За три года реализуем 71 проект на сумму 558,9 млн долларов. Количество инициатив увеличивается с учетом поступающих предложений от инвесторов.

Объясню моменты, вызвавшие дискуссии в социальных сетях.  С 1 июля при осуществлении госзакупок электротехнической и электробытовой продукции, в том числе стратегическими закупщиками, по отношению к местным производителям применяется ценовая преференция до 20 процентов. Мы изучили международный опыт: такой механизм практикует большинство государств-соседей - Кыргызстан, Россия, Китай и другие. Он обеспечивает формирование справедливого ценообразования, так как импортная продукция участвует в торгах без 20-процентного НДС.

Среди внедряемых способов поддержки - покрытие части расходов на выплату кредитов, апробация международных стандартов, финансирование стартапов, участие в международных выставках и другие.

Новые методы будут использованы еще и в сфере реабилитации заброшенных производств и неиспользуемых объектов. Такие здания пребывают в неэстетичном виде, иногда даже страшно заходить внутрь самому, не говоря уже о том, чтобы показать их потенциальному инвестору. Будут выделены средства на их реконструкцию. Приведя сооружения в надлежащий вид и благоустроив территорию, повысим их шансы на реализацию.

Большинство зарубежных бизнесменов говорят, что готовы организовать производство, но с условием: предприятие будет совместное, с долей государства. Это нас вполне устраивает, так как дивиденды принесут бюджету больше средств по сравнению с недополучаемыми из-за представленных льгот поступлениями.

В отрасли только начинается активное внедрение зарубежного опыта по поддержке отечественного производителя. Поэтому естественно, что у людей будут возникать вопросы о целесообразности тех или иных решений. Например, до сих пор не использовался такой вид нетарифного барьера, как введение высоких требований к соответствию стандартам. Механизм позволит ограничить ввоз дешевой и некачественной продукции.

Ясно, что потребители хотят видеть на прилавках доступную импортную продукцию. Допустим, у нас уберут таможенные пошлины на привозную бытовую технику. Два-три года все будет хорошо, за это время за границу утечет большой объем валюты, отечественные производства закроются, бизнесмены разучатся изготавливать товары. В итоге мы будем поддерживать соз­дание рабочих мест не в нашем, а зарубежном государстве. Если отк­рыть рынок сейчас, когда отрасль еще только зарождается, это станет равносильно противопоставлению на ринге юного бойца и тяжеловеса.

P.S. Протекционизмом в том или ином проявлении грешат почти все государства, только методы разные. Например, чтобы поставлять фрукты из Узбекистана в Европу, фермеры должны обеспечить соответствие продукции высоким стандартам, это сопряжено с большими расходами, поэтому удается не каждому. Ограничительные меры логично вызывают ответные действия и служат экономическому и политическому сотрудничеству между странами в договорных процессах. Заинтересованные в партнерстве государства идут на взаимные уступки, определяются с ценами за вход на рынок, создают зоны свободной торговли и так далее. А если двери и так распахнуты, о чем договариваться? Нам будет нечего предложить.

В любом случае отечественная электротехническая промышленность не сможет ударить по кошелькам потребителей, как когда-то автопром. Появление пресловутых "шапок" на покупку бытовой техники вряд ли возможно.К тому же таможенные пошлины на импорт не столь высокие, поэтому люди, предпочитающие дорогие бренды, продолжат их приобретать. В отрасли ожидаются ощутимые результаты уже через два-три года.

Записал
Мухаммад Каршибаев.

"Правда Востока". 

 

В добрый путь, лейтенанты!

В Таможенном институте состоялось торжественное вручение дипломов выпускникам. 

В мероприятии приняли участие руководство Государственного таможенного комитета, депутаты Законодательной палаты Узбекистана, представители Сою­за писателей  и  отечественных средств массовой информации, деятели искусств, ветераны труда, родители курсантов.  

Отмечено, что успешное и эффективное решение стоящих перед органами государственной таможенной службы задач зависит от  подготовки высококвалифицированных специалистов. Для совершенствования этой системы с учетом тенденций развития международно-экономических отношений и повышения инвестиционной привлекательности страны принято постановление главы государства"О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки кадров таможенных органов Республики Узбекистан" от 2  ноября 2018 года. В соответствии с документом Высший военный таможенный институт преобразован в Таможенный институт ГТК нашей страны. Он является главным специализированным образовательным и научно-методическим учреждением по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников профильной сферы.

Здесь проходят обучение бакалавры по таким специальностям, как "Таможенное дело" и "Юрис­пруденция (правовое обеспечение экономической безопасности)", а также  магистры по специальностям "Таможенное дело (по виду деятельности)" и "Налоговое и таможенное право".

Учебный процесс в вузе организован на основе современных инновационных форм и методов с использованием новейших педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Основные задачи - создание эффективной системы духовно-нравственного воспитания, боевой и физической подготовки, повышение правовой культуры и правосознания курсантов, формирование и развитие у них высоких моральных, нравственных и патриотических качеств, а также проведение комплексных научных исследований по актуальным проблемам обеспечения экономической безопасности страны, в частности, совершенствования таможенного контроля, правового и информационно-технического обеспечения.  

Установлено партнерство с Российской таможенной академией, Рижским техническим университетом, Таможенной академией Азербайджана и другими ведомствами. Подписаны двусторонние соглашения и меморандумы в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также совместной учебно-методической и научно-исследовательской работы.

В этом учебном году 121 выпускнику вручены дипломы и присвоено специальное звание лейтенанта таможенной службы, пятерым из них, окончившим учебу на "отлично", выданы красные дипломы. Молодые специалисты будут распределены по территориальным таможенным управлениям страны на основании направления ГТК.

Эвелина Синотова.
"Правда Востока".
(При содействии пресс-службы Государственного таможенного комитета Узбекистана). 

 

Выездные приемы в Фергане

В Восточном военном округе прошли выездные приемы с участием членов рабочей группы во главе с заместителем министра обороны по воспитательной и идеологической работе генерал-майором Азизбеком Икрамовым.

В центре духовности и просветительства Ферганского гарнизона собрались военнослужащие, члены их семей и пенсионеры. В течение длительного времени они безуспешно обивали пороги различных учреждений и организаций. И вот дождались возможности быть наконец-то услышанными.

Майор запаса А. Азамжонов уволился с военной службы в 2011 году в связи с окончанием контракта. Не смог заключить новый из-за семейных обстоятельств. На протяжении семи лет он добивался восстановления. На выездном приеме его проблему решили.

Супруга капитана И. Ахмедова при содействии представителей областного управления народного образования получила должность преподавателя по технологии приготовления блюд в одном из колледжей в Фергане. Приступит к работе с будущего учебного года.

Людям разных возрастов, пришедшим сюда, помогли с жильем, трудоустройством, оздоровлением.

В ходе приема изучены 308 обращений. 60,7 процента решены положительно, по остальным соответствующие министерства и ведомства в течение месяца должны дать обоснованные ответы. 

И снова отработка навыков

Прошли очередные учения войск Министерства обороны.

Маневры проводились на полигонах, где отрабатывались задачи по взаимодействию с пограничными войсками СГБ, органами управления территориальных подразделений министерств внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Национальной гвардии.

Переброска специальных подразделений осуществлялась с помощью вертолетной авиации ВВС Минобороны. Другие же подразделения совершали марши на автомобильной и бронетехнике на большие расстояния.

* * *

На полигоне в Чирчике военнослужащие спецподразделений Министерства обороны также провели учения при содействии Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил.

 Основная фаза мероприятий посвящена быстрому уничтожению условного противника, внезапно перешедшего в наступление. Предприняты меры по остановке продвижения вперед по равнине, блокированию его в заданном квадрате. Бойцы специального подразделения сброшены на парашютах с вертолетов ВВС, затем в усиление была доставлена на бронетехнике еще одна группа военнослужащих. Общими усилиями условный противник окружен и оперативно уничтожен.

Успеху операции способствовала и точечная бомбардировка. Десантники провели зачистку территории с обязательным выполнением задач по разминированию участка местности, эвакуации условных раненых. Цели учения достигнуты. 

Повышается интерес

На спортивной базе Республиканского центра по техническим и прикладным видам спорта проведен третий этап открытого первенства Ташкента по стрельбеиз пневматической винтовки.

В состязаниях участвовали 48 спортсменов из учебных спортивно-технических клубов (УСТК) Ташкентского городского Совета ОСО "Ватанпарвар".

По итогам в командном зачете победу одержали спортсмены РЦТС, на втором месте - стрелки Мирабадского районного УСТК, третьем - Учтепинского районного УСТК.

Отметим, что мероприятие проведено в соответствии с постановлением главы государства"О дополнительных мерах по патриотическому и физическому воспитанию молодежи и совершенствованию порядка подготовки призывников по военно-техническим специальностям" от 12 декабря 2018 года. 

На танках - под водой

Курсанты Чирчикского высшего танкового командно-инженерного училища продемонстрировали практические упражнения управления боевыми машинами.

Группа "пловцов" обследовала дно водного препятствия. Проверены состояние технической исправности бронетехники, физическая и психологическая готовность курсантов.

Будущие офицеры преодолели вброд водные преграды на танках Т-62. Также освоили навыки передвижения в таком положении на боевых машинах пехоты. Практические занятия не только повысили мастерство, но и способствовали слаженности в действиях танковых экипажей.

Ева Никольская.
(При содействии пресс-службы Министерства обороны Узбекистана).

pdf версия газеты

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech