21 Октябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +12 °C

18 Июн  2019 773

"Правда Востока" № 122 от 18 июня 2019 года

Все материалы, опубликованные в газете "Правда Востока" в № 122 (29085) от 18 июня 2019 года.

ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР ПРЕЗИДЕНТОВ УЗБЕКИСТАНА И РОССИИ

Президент Республики Узбеки­стан Шавкат Мирзиёев 17 июня провел телефонный разговор с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

Президенты обменялись мнениями по итогам участия 14-15 июня этого года в мероприятиях очередного заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в Бишкеке и пятого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в Душанбе.

В ходе беседы рассмотрены актуальные вопросы дальнейшего развития и укрепления узбекско-российских отношений стратегического партнерства и расширения многопланового сотрудничества.

Особое внимание уделено важности практической реализации приоритетных проектов и прог­рамм в разных отраслях экономики, включая договоренности первого заседания Совместной комиссии на уровне глав правительств Узбекистана и России, сос­тоявшегося 30 мая этого года в Ургенче.

Президенты также обсудили актуальные вопросы международной политики и регионального взаимодействия.

УзА

 

ОБСУЖДЕНЫ ВОПРОСЫ УСКОРЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ЭНЕРГЕТИКЕ И ХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 17 июня провел совещание по вопросам дальнейшего ускорения реализации инвестиционных проектов в нефтегазовой, химической и электроэнергетической отраслях.

Эти сферы занимают важнейшее место в развитии промышленности и предпринимательства, повышении уровня жизни населения. Поэтому в данных направлениях реализуется множество перспективных проектов.

Так, в текущем году намечено реализовать 16 проектов в нефтегазовом секторе за счет освоения инвестиций в размере 2 миллиардов 730 миллионов долларов, в химической отрасли - 17 проектов на 850 миллионов долларов, в электроэнергетике - 28 проектов на сумму свыше 1 миллиарда долларов.

На совещании состоялось обсуждение проектов, заслушаны отчеты ответственных лиц о ходе их реализации.

Глава государства подчеркнул необходимость финансовой поддержки предприятий-производителей, распределителей и поставщиков энергоресурсов, увеличения добычи углеводородов и расширения производства продукции.

Поручено ускорить и завершить в текущем году работы по строительству и модернизации Туракурганской, Навоийской, Тахиаташской тепловых электростанций, а также активизировать введение в строй современных газопаровых установок в Ташкентской и Сурхандарьинской областях. Указано на необходимость более широкого внедрения автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии.

Определены задачи по запуску линий по производству поливинилхлорида, каустической соды и метанола в акционерном обществе "Навоиазот" и химических добавок для текстильной промышленности на Джизакском пластмассовом заводе, ускорению реализации проекта по производству аммиака и карбамида в городе Янгиере.

- Инвестиционные проекты в этих отраслях, повышающих конкурентоспособность нашей экономики, должны быть осуществлены качественно и своевременно. Они также обеспечивают развитие смежных отраслей и создание множества рабочих мест, - сказал Президент.

На совещании рассмотрены результаты, которые намечается достичь в нефтегазовой, химической и электроэнергетической отраслях к концу года, а также планы на следующий год.

УзА

 

Указ
Президента Республики Узбекистан

О МЕРАХ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

На сегодняшний день в сельском хозяйстве используются более 20 миллионов гектаров земель, в том числе 3,2 миллиона гектаров орошаемых посевных земельных площадей, на которых выращивается продовольственная продукция для нужд населения, необходимое сырье для отраслей экономики.

В целях повышения плодородия орошаемых площадей, улучшения мелиоративного состояния и водоснабжения в рамках государственных программ осуществляются масштабные ирригационные и мелиоративные мероприятия.

В результате на протяжении 2008-2017 годов достигнуто улучшение водоснабжения более 1,7 миллиона гектаров орошаемых площадей и мелиоративного состояния 2,5 миллиона гектаров земель.

Однако периодические маловодья, наблюдаемые в последние годы в результате глобального изменения климата, пришедшая в непригодное состояние основная часть внутренних ирригационных сетей привели к ухудшению мелиоративного состояния орошаемых посевных земель и выведению их из оборота.

В целях поэтапного повторного введения в пользование земель, выбывших в республике на протяжении многих лет из оборота в результате ухудшения их мелиоративного и ирригационного состояния, уменьшения потери воды путем эффективного использования подземных водных ресурсов, внедрения водосберегающих технологий и реконструкции внутренних ирригационных сетей, а также привлечения потенциальных инвесторов:

1. Утвердить:

Концепцию по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве (далее - Концепция) согласно приложению № 1;

"Дорожную карту" реализации Концепции по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве согласно приложению № 2;

прогнозные показатели проводимых мероприятий по повышению эффективности использования сельскохозяйственных земель в 2020-2030 годах согласно приложению № 3;

прогнозные показатели внедрения водосберегающих технологий в сельскохозяйственных угодьях в течение 2019-2022 годов согласно приложению № 4.

2. Утвердить Рабочую группу по сотрудничеству с международными финансовыми институтами и внедрению государственно-частного партнерства в рамках реализации Концепции по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве (далее - Рабочая группа) в составе согласно приложению № 5.

Поручить Рабочей группе (Кучкаров Д.А., Вахабов А.Ж., Ходжаев Ж.А.):

организовать реализацию Концепции в Папском и Мингбулакском районах Наманганской области с привлечением международных финансовых институтов в порядке эксперимента в 2019 году;

внедрить до 1 ноября 2019 года опыт реализации Концепции в других регионах на основе результатов эксперимента, в том числе разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, предусматривающего конкретные условия государственно-частного партнерства в области земле- и водопользования, дополнительные льготы, отдельные льготные кредитные линии, а также порядок использования введенных в пользование земель и воды.

Предоставить Рабочей группе право, при необходимости, вносить изменения в сроки и регионы, установленные в приложениях №№ 2-4 к настоящему Указу, а также дополнение в них.

3. Установить, что в рамках реализации Концепции для введения в пользование путем восстановления и реконструкции ирригационно-мелиоративных сетей, внедрения водосберегающих технологий, а также посева засухоустойчивых культур на основе инвестиционного договора или государственно-частного партнерства сроком до 50 лет предоставляются:

вышедшие из сельскохозяйственного оборота орошаемые земли, а также богарные земли и земли лесного фонда - гражданам Республики Узбекистан и сельскохозяйственным предприятиям;

пастбища, залежи, многолетние насаждения и другие земли - гражданам Республики Узбекистан, сельскохозяйственным предприятиям, а также инвесторам, являющимся резидентами Республики Узбекистан.

4. При введении в пользование земельных площадей в рамках реализации Концепции:

землепользователям предоставляется право самостоятельного размещения сельскохозяйственных культур, посева культур без обработки земли и передачи земель в субаренду;

данные земельные площади не подлежат оптимизации, изъятие земельного участка или его части для государственных и общественных нужд допускается с согласия землепользователя после полного возмещения рыночной стоимости израсходованных средств и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием;

разрешается размещение на этих земельных площадях сооружаемых объектов инфраструктуры (полевых станов, хранилищ продукции, оросительных сооружений и других);

освобождаются от уплаты таможенных платежей (за исключением налога на добавленную стоимость) не производимые в республике сырье, материалы, техника, оборудование и запасные части, ввозимые для нужд землепользователей в порядке, установленном Кабинетом Министров;

после истечения льготного периода, предусмотренного законодательством по отношению к вновь введенному в пользование земельному участку, в течение 10 лет применяются налоговые ставки, установленные до введения в пользование данного земельного участка;

в случаях, предусмотренных инвестиционным договором или соглашением о государственно-частном партнерстве, возмещается 50 процентов расходов, связанных с введением в пользование каждого гектара земель сельскохозяйственного назначения, за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в части, не превышающей 50-кратного размера базовой расчетной величины;

в случаях, предусмотренных инвестиционным договором или соглашением о государственно-частном партнерстве, возмещаются процентные расходы в размере 5 процентных пунктов кредитной ставки, установленной коммерческими банками по кредитам, привлекаемым для строительства и реконструкции систем водоснабжения земель в части стоимости, не превышающей 40 миллионов сумов за один гектар, за счет средств Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

земельные площади выделяются на основе решения государственного органа (должностного лица), уполномоченного законодательством, после подписания инвестиционного договора или соглашения о государственно-частном партнерстве.

5. Установить порядок, в соответствии с которым:

орошаемые сельскохозяйственные земли берутся под особую охрану, не допускается выделение данных земель для несельскохозяйственных целей, в том числе для строительства промышленных и гражданских объектов (зданий и сооружений), за исключением земель, выделяемых решением Президента Республики Узбекистан;

компенсационные выплаты за орошаемые земли, изымаемые для использования в несельскохозяйственных целях, исчисляются в 10-кратном размере средств, требуемых для освоения аналогичных новых земель, без применения коэффициентов, учитывающих местонахождение изымаемых земельных площадей, а также в 20-кратном размере расходов, связанных с коренным улучшением состояния богарных и неорошаемых земель, занятых многолетними насаждениями, сенокосами и пастбищами.

При этом 90 процентов компенсационных выплат за орошаемые земли и 95 процентов компенсационных выплат за богарные, а также неорошаемые земли, занятые многолетними насаждениями, сенокосами и пастбищами, перечисляются в республиканский бюджет, а соответственно 10 и 5 процентов - на специальные расчетные счета управлений по земельным ресурсам и государственному кадастру Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Данная норма применяется также при исчислении ущерба, нанесенного в результате самовольных действий, повлекших выведение земель из сельскохозяйственного оборота, при этом 95 процентов взысканных средств направляется в республиканский бюджет, 5 процентов - в Фонд развития Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров Республики Узбекистан и его территориальные инспекции;

выделение земли за счет орошаемых земель для организации садоводства, виноградарства и других многолетних насаждений, а также создания тепличных хозяйств осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

новые фермерские хозяйства и ассоциации водопотребителей создаются с условием обязательного оснащения средствами управления и учета воды в местах водопользования;

введение в пользование земельных площадей осуществляется с использованием водосберегающих технологий (систем капельного, дождевального орошения, подгрунтового капельного орошения и других).

6. Министерству финансов Республики Узбекистан:

а) дополнительно направить средства в размере 5 процентов, выделяемых из Государственного бюджета для строительства и реконструкции объектов мелиорации в рамках Инвестиционной программы на 2019-2029 годы, требуемые для строительства и реконструкции ирригационных и мелиоративных объектов при введении в пользование земель, не используемых в сельском хозяйстве, указанных в приложении № 3 к настоящему Указу;

б) выделить средства из Государственного бюджета на финансирование работ по выявлению подземных водных запасов, пригодных для орошения сельскохозяйственных культур, предусматриваемых Программой развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе расчетов Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам Республики Узбекистан;

в) совместно с Министерством водного хозяйства и Министерством сельского хозяйства в двухмесячный срок:

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан порядок возмещения затрат, связанных со строительством и реконструкцией ирригационных и мелиоративных объектов при введении в пользование земель, не используемых в сельском хозяйстве;

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению дифференцированных налоговых льгот, предусматривающих механизмы стимулирования землевладельцев при сохранении и повышении плодородия почвы;

в месячный срок разработать типовые формы соглашений о государственно-частном партнерстве в сфере землепользования, принимая во внимание передовой международный опыт.

7. Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан:

а) совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру до 1 октября 2019 года внести в Кабинет Министров проект закона о внесении изменений в законодательные акты, предусматривающий передачу в субаренду земельных площадей сельскохозяйственного назначения;

б) обеспечить проведение научных исследований по повышению плодородия почв орошаемых и богарных земель, горных и предгорных, а также пустынно-пастбищных территорий, эффективному использованию водных и других природных ресурсов;

организацию и претворение в жизнь научных исследований по созданию новых высокоурожайных сельскохозяйственных культур, их первичному семеноводству для достижения стабильности в обеспечении страны продовольствием на основе современных методов;

в) образовать в составе министерства ответственное управление с выделением 4 дополнительных штатных единиц с целью обеспечения полного и своевременного исполнения задач, предусмотренных в Указе.

8. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей начиная с 1 января 2020 года:

совместно с Министерством сельского хозяйства, Министерством водного хозяйства, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам ежегодно до 1 ноября формировать и вносить на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан адресный список вновь восстанавливаемых и вводимых в пользование в следующем году земельных площадей из числа площадей, утвержденных приложением № 3 к настоящему Указу;

внести предложения по передаче всех посевных площадей в районах, в которых низкорентабельные площади хлопка и зерновых составляют более 50 процентов общей площади, инвесторам, являющимся резидентами Республики Узбекистан, организующим полную переработку хлопка и зерна с условием строительства и реконструкции ирригационных и мелиоративных сетей;

применить льготы, предусмотренные в пункте 4 настоящего Указа, к инвесторам, образовываемым в этих районах по направлению хлопководства и зерноводства.

9. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок образовать соответствующую структуру в подчинении Правительства, обеспечивающую государственный контроль за целевым и эффективным использованием сельскохозяйственных угодий и их охрану.

10. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан:

установить парламентский и общественный контроль за своевременным и эффективным исполнением Концепции и "Дорожной карты" по ее реализации;

ежеквартально заслушивать на заседаниях Сената, Законодательной палаты и, соответственно, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и областных Кенгашей народных депутатов информацию о проделанной работе министерств и ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей.

11. Возложить ответственность на:

советника Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер Вахабова А.Д. - за проведение мониторинга и принятие необходимых мер по своевременному и эффективному исполнению прогнозных показателей, указанных в приложениях №№ 3 и 4 к настоящему Указу, Концепции и "Дорожной карте";

министра сельского хозяйства Республики Узбекистан Ходжаева Ж.А., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей - за обеспечение своевременного и эффективного исполнения Концепции и "Дорожной карты", а также внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложений по устранению возникающих проблем;

министра водного хозяйства Республики Узбекистан Хамраева Ш.Р., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей - за обеспечение исполнения прогнозных показателей, указанных в приложении N№ 4 к настоящему Указу, применение водосберегающих технологий на введенных в пользование площадях, уменьшение потери воды в ирригационных сетях, улучшение мелиоративного состояния земель, дополнительное строительство водохранилищ;

министра инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Умурзакова С.У. - за привлечение средств международных финансовых институтов и иностранных инвесторов с целью исполнения задач, указанных в приложениях №№ 3 и 4 к настоящему Указу.

12. Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и другим средствам массовой информации освещать суть и содержание настоящего Указа, а также реализацию предусмотренных в нем мероприятий.

13. Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

Президент Республики Узбекистан        Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,
17 июня 2019 года.

 

Ознакомление с культурно-историческими центрами

Президент Народной Республики Бангладеш Мухаммад Абдул Хамид в целях ознакомления с культурно-историческими центрами страны 16 июня прибыл в Узбекистан.

В международном аэропорту "Бухоро" высокого гостя встретил заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан А. Абдухакимов, хоким Бухарской области У. Барноев.

Мухаммад Абдул Хамид посетил в Бухаре крепость Арк, комплекс Пойи Калон, ансамбль Ляби-Хауз, мемориальный комплекс Бахоуддина Накш­банди, ознакомился с историей этого древнего города.

- Эти памятники свидетельствуют о богатой истории вашего народа. Узбекистан, который является колыбелью древних цивилизаций и Родиной великих мыслителей, внесших неоценимый вклад в развитие мировой науки, и сегодня остается очагом культуры и просветительства, - сказал Мухаммад Абдул Хамид.

Президент Бангладеш 17 июня побывал также в комплексе Хазрати Имам столицы.

Здесь ему была представлена информация об истории мавзолея Каффола Шоши, медресе Баракхана и Муйи Муборак, мечетей Тилла Шайх, Намазгох, осуществляемой на их территории широкомасштабной созидательной и благоустроительной работе, деятельности Центра исламской цивилизации.

Высокий гость положительно оценил практические меры, реализуемые под руководством Президента Шавката Мирзиёева, по изучению религии ислам и широкой пропаганде ее истинно гуманистической идеи.

В Государственном музее истории Темуридов Мухаммад Абдул Хамид ознакомился с различными экспонатами, рассказывающими о Сахибкиране и его предках. Расписался в книге почетных гостей.

Президент Бангладеш побывал в обществе с ограниченной ответственностью "UZTEX GROUP" города Чирчика Ташкентской области.

На данном предприятии, введенном в эксплуатацию в 2009 году, производятся хлопковые ткани, готовые текстильные изделия. Здесь изготавливается 7 тысяч тонн пряжи в год. Продукция предприятия пользуется большим спросом, и основная ее часть экспортируется в такие страны, как Россия, Украина, Беларусь, Казахстан. В дальнейшем планируется наладить ее экспорт и в Бангладеш.

Высокий гость ознакомился с процессом производства, расфасовки и экспорта пряжи из хлопкового волокна на основе современных технологий.

- Мы заинтересованы в развитии и расширении сотрудничества во всех отраслях экономики, в частности в текстильной сфере, - сказал Президент Бангладеш.

Визит Мухаммада Абдул Хамида в нашу страну продолжается.

УзА

 

Министерство финансов: внимание каждому обращению

Согласно данным Министерства финансов Республики Узбекистан, за период с января по май этого года поступило 23 562 обращения касательно сферы. 7367 из них поступили через Виртуальную приемную и Народные приемные Президента Республики Узбекистан.

Подробная информация об этом была представлена на пресс-конференции, состоявшейся в Национальном пресс-центре и посвященной анализу поступивших в Министерство финансов за пять месяцев текущего года обращений физических и юридических лиц.

Выступивший на пресс-конференции заместитель министра финансов Бахром Ашрафханов обратил внимание на внедрение в министерстве и территориальных финансовых органах практики детального, тщательного рассмотрения обращений физических и юридических лиц, а также изучения по поручению руководства их проблем и жалоб на местах. По его словам, 8386 обращений нашли положительное решение, по 13 792 даны разъяснения в соответствии с законодательством, 633 направлены в соответствующие организации. На сегодняшний день в процессе рассмотрения находятся 283 обращения.

Отмечалось, что министерством утвержден план мероприятий по решению обращений населения на местах. При его разработке особое внимание уделялось недостаткам и способам устранения случаев нарушения законодательства в данной сфере. В результате проведенного изучения 51 сотрудник системы, халатно отнесшийся к своим должностным обязанностям, был привлечен к дисциплинарной ответственности.

- На основе плана, утвержденного на первое полугодие текущего года, руководство Министерства финансов провело в регионах ряд выездных приемов, - сказал заместитель исполнительного директора внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан Шухрат Давронов. - Изучена также классификация поступивших на приемах обращений. Примерно 64 процента обращений связано с вопросами пенсионного обеспечения, десять процентов - с получением компенсаций за снесенные жилые помещения, льготных кредитов, обеспечением питьевой водой, пять процентов - выплатами пособия для детей от двух до 14 лет, три процента - оплатой труда. Кроме того, большое внимание уделяется и совершенствованию современных информационно-коммуникационных технологий в системе. В целях эффективного и широкого использования новых информационных технологий в установленном порядке приобретены сенсорные инфокиоски и мониторы. Теперь на нашем telegram-канале запущен специальный бот. Совместно с Министерством финансов и ООО "ЮНИКОН-СОФТ" разработано программное обеспечение "Единая система контроля исполнительской дисциплины" - mf.ijro.uz. Организации и граждане, отправившие в Министерство финансов документ или обращение, могут получить через эту программу информацию о его исполнении.

Н. Зиёдуллаева.
Корр. УзА.

 

Ведущий телеканал Индии знакомит с узбекско-индийскими отношениями

В рамках популярного вечернего ток-шоу "The Diplomacy Show" на ведущем информационно-аналитическом и новостном телеканале Индии WION представлен специальный репортаж, посвященный текущему состоянию и перспективам развития узбекско-индийских отношений в общественно-политической, торгово-экономической, инвестиционной, туристической, образовательной, культурно-гуманитарной и других сферах.

Заметим, что телеканал WION является первой в Индии глобальной телевизионной сетью, которая охватывает спутниковым круглосуточным вещанием более десяти стран по всему миру. Штаб-квартира телеканала находится в Дели, а его аудитория составляет более 90 миллионов зрителей ежедневно.

В репортаже подчеркивался углубляющийся характер стратегического партнерства между Ташкентом и Дели, особый импульс которому придали визиты Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Индию в октябре 2018 года и январе нынешнего года.

Телезрители также ознакомились с современным развитием нашей страны, ее инвестиционным и туристическим потенциалом, осуществляемыми масштабными реформами по экономической и политической модернизации.

Отдельное внимание было уделено истории, культуре и традициям узбекского народа, многовековым дружественным отношениям между Узбекистаном и Индией.

ИА "Дунё". 

 

Медицина: что волнует пациентов?

Отечественное здравоохранение переживает период больших изменений. В связи с этим у населения возникает немало вопросов, которые читатели направляют и в редакцию "Правды Востока". За ответами мы обратились к министру здравоохранения Узбекистана Алишеру ШАДМАНОВУ.

Нарушения на миллиарды

"Недавно Главное управление Госфинконтроля сообщило, что первое место по числу финансовых нарушений в государственных структурах за прошлый год - у Министерства здравоохранения. Можно узнать, о каких нарушениях идет речь и как они устраняются?"

Х. Заиров.
г. Ургенч.

- В 2018 году в системе здравоохранения со стороны Главного управления Госфинконтроля проведено 866 проверок, в 738 учреждениях выявлены нарушения на общую сумму 17,1 млрд сумов. Основная их часть связана с планированием и содержанием сверхштатных единиц, неправильным установлением должностных окладов, а также недостачей товарно-материальных ценностей. Эти обстоятельства критически обсуждались на коллегии Министерства здравоохранения, разработаны мероприятия по соблюдению бюджетной дисциплины в учреждениях и организациях системы. В настоящее время Минздравом готовятся новые типовые штаты, усилен контроль за соб­людением сметно-штатной дисциплины.

 

"Уже несколько лет назад планировалось открыть в Ташкенте хоспис. Когда он появится?"

О. Калинина.
г. Ташкент.

- Проект соответствующего постановления разработан и внесен на рассмотрение в Кабинет Министров. Согласно ему в 2019-2020 годах в Ташкенте, Самаркандской, Ферганской и Хорезмской областях (на базе медицинских учреждений или их подразделений) откроются четыре межрегиональных хосписа по 50 коек каждый.

 

"Почему сокращается коечный фонд в государственных больницах?"

Ш. Вафаев.
г. Самарканд.

- Финансирование здравоохранения республики по-прежнему осуществляется преимущественно за счет бюджетных средств. При этом самой крупной статьей расходов является содержание больниц (около 66 процентов общих трат на сферу). Подавляющее большинство этих средств (85,7 процента) идет на районные (городские) медицинские объединения. При этом анализ показал, что около 40 процентов их пациентов могли бы получать лечение на дому либо в форме дневного стационара при сельских врачебных пунктах. Это приводит к лишним затратам и снижает эффективность использования финансов. Более того, зарубежный опыт показывает, и это уже отражено в Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы, что взамен дорогостоящей стационарной помощи необходимо отдавать приоритет амбулаторному звену, профилактике заболеваний, широкой пропаганде активного образа жизни и правильного питания, воспитанию граждан в духе ответственности за здоровье свое и окружающих, а также повышению их медицинской культуры и грамотности.

 

"Зарплаты учителей увеличены за послед­нее время. Как изменятся оклады врачей, выполняющих не менее значимую работу?"

Г. Фахриддинов.
г. Маргилан.

- В рамках реализации постановления Президента "О мерах по усилению материального стимулирования работников государственных медицинских учреждений и органов управления здравоохранением" от 7 ноября 2018-го зарплата медработников с 1 декабря прошлого года повысилась на 20 процентов, а с 1 апреля 2019-го - на 15. Так, месячный оклад по первому разряду составил 880 861 сум без учета доплат и надбавок. 

 

На трансплантацию - очередь

"Иностранные СМИ постоянно сообщают о том, что врачи той или иной страны освоили очередную уникальную операцию. Перенимают ли их опыт наши медики?"

Ф. Шеховцева.
г. Фергана.

- Безусловно. Специалисты республики постоянно работают над собой, изучают лучшие международные практики, проходят обучение и стажировки в зарубежных медицинских центрах. В Узбекистан в последние годы приглашаются иностранные профессионалы, которые проводят мастер-классы для местных коллег по методам диагностики и лечения. Так, за 2018 год прибыли около 400 зарубежных специалистов, а более 460 наших прошли стажировку за рубежом.

12 февраля 2018 года в Республиканском специализированном научно-практическом медицин­ском центре хирургии имени академика В. Вахидова впервые проведена операция по трансплантации печени под руководством директора Национального медицинского исследовательского центра трансплантологии и искусственных органов Российской Федерации академика С. Готье.

С апреля того же года в Республиканском научном центре экстренной медицинской помощи начали выполнять пересадку почки под руководством известного турецкого ученого профессора Махмуда Хаберала. В настоящее время наши специалисты подобные операции проводят уже самостоятельно.

 

"Есть ли очередь на проведение трансплантации? Платные ли операции?"

К. Едгоров.
г. Ташкент.

- В центрах, где разрешены такие операции, ведется очередь больных. Для льготного контингента пересадка проводится за счет средств Государственного бюджета, для остального населения - на платной основе.

 

"Правда ли, что с 2004 года обеспеченность врачами и средним медперсоналом на десять тысяч человек снизилась на 21-26 процентов? Почему? Что делается для изменения ситуации?"      

Л. Арсеньева.
г. Ташкент.

- Обеспеченность врачами всех специальностей в 2004 году составляла 29,9 на десять тысяч человек, а в 2017-м - 26,1. Уменьшение связано в первую очередь с ростом численности населения за этот период на 20,8 процента. Обеспеченность средними медицинскими работниками увеличилась с 102,2 на десять тысяч граждан в 2004-м до 106,6 в 2017-м.

 

"Есть ли санитарные нормы того, сколько часов может проводить ребенок за выполнением школьных домашних заданий?"

С. Марипова.
г. Зарафшан.

- Со стороны Республиканского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора разработаны СанПиН N№ 0341-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных школах". В приложении N№ 6 ("Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня") имеются следующие рекомендации по подготовке домашних заданий (самоподготовке):

  •  выполнение уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту учащихся;
  •  начинать самоподготовку в 15-16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
  •  ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени не превышали (в астрономических часах): во 2-3-х классах - 1,5 часа, в 4-5-х - два, в 6-8-х - 2,5, в девятых - до 3,5;
  •  предоставлять по усмотрению учащихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя начинать с предмета средней трудности для этого ребенка;
  •  предоставлять детям возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;
  •  проводить физкультурные минутки длительностью одна-две минуты;
  •  предоставлять учащимся, закончившим выполнение заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке).

 

"Делают ли у нас анализы для определения генетического портрета человека и его происхождения?"

М. Ахмедов.
г. Ташкент.

- Подобные анализы не проводятся в государственных медицинских учреждениях нашей страны. В перспективе их могут устраивать в частных мед­учреждениях.

 

"Процедура снятия кардиограммы в поликлинике заняла секунд 15, на руки выдали ленту длиной около десяти сантиметров. Лет десять назад она шла дольше, а лента была длиннее. Есть ли стандарт, какой отрезок времени должен быть отражен в кардиограмме?"

Д. Вахобова.
г. Бухара.

- Длина ЭКГ-ленты не имеет большого значения, так как сама процедура регламентирована определенными стандартами, заложенными в аппарат. Главное, чтобы запись была читабельной для врача. Однако ЭКГ - только часть обследования, и лишь на ее основании диагноз не ставится. Объем диагностики (включая ЭКГ и УЗИ сердца) должен назначить врач-специалист - в этом случае терапевт или кардиолог, после осмотра которого будет определен диагноз и подобрано соответствующее лечение.

Удобно ли больному на "Дамасе"?

"Вижу на улицах города много машин марки "Damas" службы "скорой помощи". Почему в них разрешено перевозить больных, ведь там мало места, да и ездят они жестко?"

С. Тугушева.
г. Янгиюль.

- С 2017 года приобретено 1200 автомобилей "Damas". Они удобны для узких улиц, заезда к труднодоступным местам, подъездам. Такие машины не доставляют в больницу пациентов с серьезными заболеваниями, а госпитализируют людей со стабильным состоянием. Тяжелобольные перевозятся в клиники на автомобилях "Toyota" или "Hyundai".

 

"Пару лет назад часть специалистов столичных медицинских учреждений направили руководить региональными клиниками. Сколько таких врачей еще находятся в статусе "командировочных" и насколько успешным оказался эксперимент?"

З. Арипова.
г. Джизак.

- 136 специалистов медицинских учреждений республиканского подчинения, научно-практических центров, НИИ, клиник, высших учебных заведений направлены на работу в регионах. Сегодня на местах трудятся 112 человек. С появлением столичных кадров там улучшились организационная работа, качество лечебно-профилактической и специализированной хирургической помощи, оперативная активность региональных экспертов. Во многих областных учреждениях внедрены новые, более современные методы лечения. Но наряду с этим в некоторых регионах не созданы условия для проживания и работы командированных медиков.

 

"Может ли руководство Минздрава официально утверждать, что республиканские специализированные центры и другие учреждения на сто процентов обеспечиваются за счет государства необходимым инвентарем, включая шприцы и бинты?"

О. Темиров.
г. Ташкент.

- Финансирование республиканских специализированных центров частично покрывается государством, частично самими центрами - по механизму 80/20.  Льготной категории лиц медицинская помощь оказывается в этих и прочих учреждениях за счет средств Государственного бюджета, остальным категориям населения - на платной основе, включая расходы и на шприцы и бинты.

 

Каких лекарств не хватает?

"Изучается ли вопрос, выпуск каких лекарственных средств особенно остро необходимо наладить в нашей стране?"      

Я. Сабирова.
г. Маргилан.

- В целях реализации постановления Президента "О дополнительных мерах по ускоренному развитию фармацевтической отрасли" от 14 февраля 2018 года, пункта 22 "Дорожной карты" по обеспечению благоприятных условий для ускоренного развития фармацевтической отрасли (определение перечня приоритетных для здравоохранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения для разработки и производства в республике) со стороны министерств здравоохранения и инновационного развития создан Перечень приоритетных для здравоохранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Он разделен на три уровня: первый - неудовлетворенная потребность от 100 тысяч до четырех миллионов упаковок, второй - от 40 до 100 тысяч, третий - менее 40 тысяч.

Также утверждены Перечень перспективных для внедрения в среднесрочной перспективе отечественных разработок лекарственных средств и изделий медицинского назначения, Перечень категорий лекарственных средств и изделий медицинского назначения в зависимости от востребованности, социальной значимости, целесообразности и возможности внедрения в производство. Они составлены на основе потребности, информации о количестве произведенных и ввезенных в страну препаратов и изделий.

 

"Для лечения по каким направлениям чаще всего приезжают в Узбекистан граждане иност­ранных государств?"

А. Вахидов.
г. Ташкент.

- По таким сферам, как хирургия, урология, гинекология, кардиология, нейрохирургия, эндо­кринология, онкология, травматология, стоматология, косметология и дерматовенерология.

 

"Каков процент обеспеченности нужной лечебно-диагностической техникой крупнейших клиник республики?"

Э. Хамидов.
г. Денау.

- Обеспеченность такой техникой РСНПМЦ хирургии, кардиологии, педиатрии, эндокринологии, терапии, нейрохирургии и других в среднем составляет 80-90 процентов.

 

"Почему наши врачи по-прежнему ставят такие диагнозы, как дисбактериоз, нейроциркуляторная или вегетососудистая дистония, которые нигде в мире неизвестны и не включены в Международную классификацию болезней ВОЗ?"

Л. Давронова.
г. Бухара.

- Многие не знают, что в Международной классификации болезней-10 нейроциркуляторная дистония (НЦД) именуется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (соответствует рубрике F45.3) и признается симптомокомплексом, который вызывается разбалансировкой взаимодействия отделов этой системы. Это же явление называют вегетососудистой дистонией, вегетативной дисфункцией или синдромом вегетативной дизрегуляции (синонимы). Оно подразумевает нестабильность артериального давления и эпизоды кардиогенных, гастроинтестинальных, гипервентиляционных нарушений.

По современной классификации профессора Александра Вейна, руководившего центром вегетативной патологии при Московской медицинской академии имени Сеченова (1997), НЦД правильнее называть СВД - синдромом вегетативной дистонии, который подразделяется на три варианта течения. Частота подверженности этому заболеванию высока - до 70 процентов. Наблюдается как во взрослом, так и детском возрасте. С течением времени симптомы становятся менее выраженными. Среди причин:

 заболевания нервной системы. Могут быть генетически обусловлены: нарушения ее строения и функций передаются по наследству. Возникают в результате развившегося в течение жизни недуга;

 последствия нарушений внутриутробного развития плода и неправильного течения родов;

 хронические заболевания внутренних органов;

 частые стрессы, физические и психические переутомления, эмоциональные потрясения.

В случае неспособности человека преодолеть травмирующую ситуацию происходит ее вытеснение, формируются неврозы, мишенями которых становятся отдельные органы или целые системы.

Дисбактериоз - распространенная патология, имеющая ряд неприятных симптомов и доставляющая мучения множеству людей. В МКБ-10 он имеет код К63.8. (другие уточненные болезни кишечника). Представляет собой нарушение баланса микробов в органах желудочно-кишечного тракта. Этот клинико-лабораторный синдром не считается болезнью, является вторичным и возникает вследствие различных недугов.

 

"Остаются ли республиканские специализированные центры акционерными обществами? Почему в этих учреждениях так мало удобств для граждан, включая отсутствие электронной очереди и необходимость записываться на прием с раннего утра, нехватку скамеек для пациентов?"

Д. Кадыров.
г. Навои.

- Постановлением Кабинета Министров "Об утверждении Типового устава Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра" от 14 октября 2017 года определен порядок организации их деятельности и финансирования, а также создание их в форме государственного учреждения либо предприятия.

В Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы нашло отражение широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий и "электронного здравоохранения" путем организации сис­темы "электронная очередь", в том числе включая возможность ее дистанционного резервиро­вания.

 

Техника простаивает?

"Верно ли, что пациенты "скорой" должны ехать в клинику района, где прописаны? Есть ли единый перечень клиник, обязанных оказывать им первую помощь, например, в сто­лице?"       

В. Артыков.
г. Ташкент.

- На основании приказа Министерства здравоохранения Республики Узбекистан "О дальнейшем совершенствовании системы организации оказания экстренной медицинской помощи населению г. Ташкента" № 180 от 14 апреля 2019 года определены клиники по оказанию неотложной помощи: Республиканский научный центр экстренной медицинской помощи, городская клиническая больница скорой медпомощи, клиники Ташкентской медакадемии №№ 1, 2 и 3, Республиканская клиническая больница № 1, городские клинические больницы №№ 1, 4 и 7, Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии, Республиканский специализированный научно-практический медцентр нейрохирургии и другие. К каждой из них прикреплен район столицы.

 

"Какая часть медицинской техники, закупленной за последние годы, в настоящее время не используется и по какой причине?"

Ф. Рахимов.
г. Термез.

- Структурами Министерства здравоохранения проведена инвентаризация всего парка медоборудования и аппаратуры. По состоянию на 1 февраля 2019 года всего на балансе учреждений 114 602 единицы медтехники, из которых 109 644 - в рабочем состоянии.  4958 единиц не используются по причине отсутствия запасных частей для ремонта. Проводится работа по их скорейшей замене на современные аналоги. 41 862 единицы применяются, однако подлежат замене в ближайшее время в связи с тем, что морально устарели.

 

"Какова судьба медицинского колледжа имени П. Боровского - единственного в республике, имеющего известность за рубежом?" 

Г. Вахидов.
г. Ташкент.

- Согласно Указу Президента "О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования" от 25 января 2018 года министерствами изучены все колледжи республики, многие из них оптимизированы, в том числе и имени П. Боровского. В настоящее время там обучается последний третий курс, выпускникам по окончании будут выданы дипломы государственного образца".

 

"Ведутся ли у нас исследования и есть ли санитарные нормы по пользованию электронной техникой?"

И. Захидов.
г. Нурафшон.

- Со стороны Научно-исследовательского института санитарии, гигиены и профессиональных заболеваний Министерства здравоохранения разработаны СанПиН (методические рекомендации) "Защита организма школьников от воздействия электромагнитного излучения сотовых телефонов" (N№ 012-3/0260 от 2015 года). Они рассмотрены и одобрены Ученым советом НИИ, Комитетом по гигиенической регламентации потенциально неблагоприятных факторов окружающей человека среды при министерстве. Рекомендации предназначены для использования врачами-практиками центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, работниками общеобразовательных учреждений, служб Государственной инспекции по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций, кафедр гигиенического и экологического профиля вузов, в том числе для обучения студентов и повышения уровня подготовки молодых специалистов.

Также разработаны правила и допустимые нормы использования компьютеров.

 

Препараты, которые не найти

"Какое количество узбекистанцев охвачено медицинским страхованием и какие результаты это принесло?"

Ш. Алимов.
г. Зарафшан.

- В настоящее время оно отсутствует в стране. Но его внедрение планируется с 2021 года на основании Указа Президента "О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан" от 7 декабря 2018-го. В настоящее время ведется разработка проекта Закона "Об обязательном медицинском страховании". 

 

"После введения фиксированных цен на ряд лекарств некоторые почти полностью пропали из продажи в аптеках, а цены на другие, не вошедшие в перечень, возросли в два-три раза, поставив многих больных в сложное положение. Известно ли о таких случаях министерству? Насколько обосновано мнение, что местные аналоги многих известных препаратов дают куда меньший лечебный эффект, чем их иностранные аналоги, которые перестали завозить в страну?"    

А. Сухов.
г. Ташкент.

- В соответствии с Указом Президента "О мерах по повышению эффективности государственной регистрации лекарственных средств и улучшению обеспечения ими населения" от 20 июня 2018 года отменено требование о реализации социально значимых лекарственных средств и изделий медицин­ского назначения по фиксированным ценам. Их продажа социальными аптеками осуществляется с применением предельных торговых надбавок в размере десяти процентов от покупной или оптовой стоимости. А включенные в список социально значимых могут реализовываться в частных аптеках с применением надбавок, установленных в соответствии с постановлением Президента "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" от 31 октября 2016 года: для оптовой реализации - не более 15 процентов от покупной стоимости, розничной - не более 20 процентов от оптовой.

Касательно лечебного эффекта сообщаем, что отечественные средства по качеству не отличаются от импортных, поскольку при регистрации одинаковые требования предъявляются как к местным, так и зарубежным. Едины и требования к их маркировке и упаковке. В связи с гармонизацией стандартов при производстве, хранении, дистрибьюции, проведении клинических испытаний наши предприятия изготавливают лекарства на достаточно высоком уровне. В связи с этим их продукция экспортируется более чем в 20 стран мира.

Разработан и утвержден ряд нормативных документов (постановления Кабинета Министров "О дополнительных мерах по упрощению процедуры сертификации продукции" от 6 июля 2004 года, "О дополнительных мерах по совершенствованию процедур сертификации и внедрения систем менеджмента качества" от 28 апреля 2011 года и другие) для проведения сертификации лекарственных, профилактических и диагностических средств, изделий на соответствие требованиям международных, межгосударственных, национальных стандартов и других актов с целью проведения единой государственной политики в области обеспечения населения высококачественной и безопасной медицинской продукцией.

Согласно статье 13 Закона "О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности" осуществляется фармаконадзор - деятельность, направленная на выявление, оценку и предотвращение побочных действий, представляющих собой непреднамеренную и неблагоприятную для организма реакцию, наблюдаемую у человека при использовании лекарственного средства в соответствии с инструкцией по его применению.

Лечебно-профилактические учреждения, аптеки и организации, производящие, реализующие и применяющие препараты, обязаны в письменной форме информировать Министерство здравоохранения обо всех случаях выявления побочных реакций при их использовании. Туда же необходимо сообщать в подобных ситуациях и населению. Минздрав проводит оценку таких реакций, в процессе которой определяются причинно-следственные связи между клиническими проявлениями и применением лекарства, а также соотношение ожидаемой пользы к возможному риску.

 

"На каком основании сотрудников медицин­ских учреждений заставляют убирать территорию вокруг их зданий в рабочее время и почему Министерство здравоохранения не занимается искоренением подобных форм принудительного труда?"

Н. Абидова.
г. Ташкент.

- 2-8 мая 2018 года во всех регионах организовали учебные семинары для принятия строгих мер по недопущению привлечения к принудительному труду сотрудников учреждений, находящихся в ведении министерства, удержаний из их зарплат и других. На этих мероприятиях предоставлена информация о том, куда и к кому можно обращаться в случаях привлечения к принудительному труду.

Также среди всех организаций системы минис­терства распространены плакаты с указанием республиканского "телефона доверия" - (71) 256-43-58 - в количестве 9900 экземпляров. Они вывешены на видных для сотрудников местах.

1 июня 2018-го подписано постановление по недопущению любых форм принудительного труда и предотвращению безосновательных удержаний из заработной платы в учреждениях Министерства здравоохранения, утвержден план соответствующих мер.

18 марта 2019-го в Министерстве занятости и трудовых отношений зарегистрировано Отраслевое соглашение между Министерством здравоохранения и Республиканским советом профсоюза работников здравоохранения на 2019-2021 годы. В пункте 2.21 закреплено: "В сфере не допускается принудительный труд. Кроме определенных со стороны Правительства Республики Узбекистан общенациональных благотворительных хашаров и работ при чрезвычайных ситуациях из окладов сотрудников противозаконным путем не удерживаются средства, они не привлекаются к выращиванию и сбору хлопчатника, коммунальным сборам, проверкам, благоустройству, покупке саженцев цветов, деревьев и так далее, хашарам и субботникам, не отвечающим требованиям законодательных документов, а также к выполнению работ, не входящих в служебные обязанности. В случае выявления подобных случаев стороны уведомляют об этом друг друга, вместе предпринимают действия для привлечения руководителей, допустивших принудительный труд, к дисциплинарному наказанию или принятия мер в отношении соответствующих руководителей государственных органов". 

 

Председатели СГМ повышают квалификацию

В Намангане начались региональные учебные курсы по повышению квалификации аксакалов махаллинских сходов граждан.

Указ главы государства "О мерах по коренному повышению статуса института махалли в работе с проблемами населения" от 2 апреля 2019 года стал важным шагом в повышении эффективности работы органов самоуправления граждан, превращении махалли в истинно народную структуру.

В документе определены практические меры по дальнейшему усилению взаимодействия СГМ с госорганами, укреплению материально-технической базы и другим вопросам.

Для проведения учебных курсов Наманганскую область разделили на четыре региона - по три района в каждом. 10 июня занятия начались в первом и четвертом регионах, они продолжатся до 22 июня. Участниками стали свыше 400 человек из Намангана, а также Наманганского, Туракурганского, Учкурганского, Нарынского и Уйчинского районов. А с 24 июня по 6 июля семинары пройдут в двух других регионах.

- Такие курсы помогут повысить общественно-политические знания, квалификацию, освоить навыки руководства в вопросах укрепления роли сходов граждан, найти решения проблем, возникающих у жителей махаллей. Это важный фактор в достижении вышеотмеченных целей, - говорит начальник отдела фонда "Махалла" Наргиза Абдуллаева.

Занятия проводятся в форме лекций, тренингов, семинаров, интервью. Также участников ожидает своего рода экзамен - собеседование по итогам двухнедельной учебы. 

Бумеранг добра

Герой нашей истории - мальчик Диёржон Гуломов, который не стал снимать на телефон происходящее, а бросился спасать жизнь маленькому ребенку. Он окончил 6-й класс школы-интерната для одаренных детей N№ 21 Наманганского района Наманганской области.

Два года назад семья Диёржона переехала в коттедж в новостройках. Многие дома поблизости еще возводились. После занятий в школе мальчик с друзьями собирался поиграть в футбол, как вдруг из-за соседских ворот послышались крики, призывающие на помощь. Оказалось, соседская девочка упала в вырытый колодец. Диёржон, не раздумывая, пришел на выручку. Его обвязали веревкой, и он спрыгнул в этот узкий колодец. "Было темно и страшно, а еще не хватало воздуха", - так потом мальчик делился своими переживаниями.

Как только Диёржон спустился вниз, схватил маленького ребенка, которому едва исполнилось полтора года, их вытянули наверх живыми и невредимыми.

Об этой истории случайно узнали участники проекта "Читающая мама - читающие дети" и решили разыскать героя. Таким образом ребята запустили своеобразный бумеранг добра. Инициативу поддержали специалист по работе с молодыми семьями областного Совета Союза молодежи Диана Шарипова, областное управление МЧС и Русский культурный центр Наманганской области.

В итоге нам удалось разыскать героя. Директор школы-интерната N№ 21 Нилюфар Нуманова попросила ребят собраться вместе на внеплановую линейку. Представители РКЦ, Союза молодежи поприветствовали собравшихся, а сотрудники МЧС рассказали о технике безопасности в городе, акцентировав внимание на том, что нельзя оставаться равнодушным к беде другого человека. Как когда-то не прошел мимо чужого несчастья Диёржон Гуломов.

Приятным дополнением оказались подарки, которые вручили мальчику с присвоением победы в номинации "Отважное сердце", учрежденной МЧС.

Феруза Атаханова.
"Правда Востока".
Наманганская область.

Переговоры с мировыми брендами

ООО "Vintage Denim" начало выпуск джинсов в Алмалыке.

Как сообщила пресс-служба Ассоциации "Узтекстильпром", производственная мощность предприятия - более 150 тысяч джинсовых брюк и трикотажных джемперов в год. Установлены сто швейных машин и другое высокотехнологичное оборудование, постоянную работу на фабрике получили более 250 человек.

Цены на джинсовые изделия будут вполне конкурентоспособными по сравнению с импортными. Предусмотрено, что часть продукции станет экспортироваться.

ООО ведет переговоры о сотрудничестве с зарубежными брендами джинсов, например, с "Colin's" и "Levi's". 

Полмиллиарда от ВБ

Всемирный банк предоставит заем в размере 500 млн долларов на поддержку экономических реформ в Узбекистане.

Правительству будет оказано содействие в осуществлении модернизации двух важных областей: развитии рыночной экономики и частного сектора и социальной интеграции населения в быстро трансформирующуюся экономику страны.

Согласно социологическому исследованию Всемирного банка "Слушая граждан Узбекистана" с участием более 4000 домохозяйств по всей стране, 95 процентов респондентов с оптимизмом оценивают будущее страны. Нынешняя операция является продолжением первоначальной поддержки ВБ, оказанной стране в июне 2018 года, и содействует реализации программы реформ, инициированных правительством страны в 2017-м.

Отметим, что ВБ осуществляет в стране 22 проекта на общую сумму более 3,6 млрд долларов, а также предоставляет аналитические и консультационные услуги правительству.

Отабек Искандаров.

 

Сообщение Центрального банка

Центральный банк Республики Узбекистан установил с 18 июня 2019 года следующие курсы иностранных валют к суму для ведения бухгалтерского учета, статистической и иной отчетности по валютным операциям, а также исчисления таможенных и других обязательных платежей *)

1 доллар США -                           8535,74

1 евро -                                       9566,00

1 российский рубль -                   132,57

1 фунт стерлингов -                     10746,50

1 южнокорейская вона -              7,19

1 японская йена -                        78,63

1 малайзийский ринггит -            2049,40

1 китайский юань -                      1232,65

1 швейцарский франк -               8545,14

1 дирхам ОАЭ -                            2324,04

1 египетский фунт -                     510,82

1 австралийский доллар -            5865,76

1 турецкая лира -                        1446,61

1 сингапурский доллар -              6225,01

1 СДР -                                        11807,75

1 канадский доллар -                   6364,73

1 украинская гривна -                 323,08

1 польский злотый -                     2247,73

1 кувейтский динар -                   28105,83

*) Курсы установлены без обязательств Центрального банка Республики Узбекистан покупать или продавать валюты по данному курсу.

 

Драйвер экономического развития

Год назад, 1 июля 2018 года, дан старт общегосударственной программе "Yoshlar - kelajagimiz" ("Молодежь - наше будущее") по реализации бизнес-инициатив, стартапов, идей и проектов молодежи.

Предпринимательские ориентиры нынешнего поколения юношей и девушек исходят из четко сформировавшегося тренда: "Главное - инициатива, предприимчивость и поиск нового". Реализовать активность в сфере молодые стартаперы берутся ради своих идей и увлечений. И насколько хорошо будет ощущать себя их бизнес, какой вклад внесет в экономическое развитие, напрямую зависит от поддержки, которая обеспечит пути получения кредита, укажет ниши для открытия собственного дела. Привлечение молодых людей к предпринимательству - это не только увеличение доли малого бизнеса, но еще и обеспечение занятости юношей и девушек, имеющих соответствующие навыки. Решение этой проблемы программа тоже взяла на себя, предлагая обучение незанятой молодежи востребованным на рынке труда специальностям и навыкам ведения бизнеса.

Инициативные предприниматели молодой волны готовы менять среду вокруг себя. Региональная программа охватила преимущественно сельские районы области, включая самые ее отдаленные территории. На сегодня значительная часть проектов этого года - 14, на которые в рамках Госпрограммы уже направлено свыше шести миллиардов сумов, начала воплощаться в аграрном Хатырчинском районе области. Наряду с такими традиционными направлениями, как салоны красоты, производство хлебобулочных изделий и национальных сладостей, а также рыбоводство и тепличное хозяйство, авторы бизнес-проектов организуют спортивные локации - площадки с искусственным напольным покрытием, производство на основе местного сырья, а именно изготовление кормов из лекарственных растений. Участница программы Рушана Эргашева возвела в центре кишлака Майдонсой фитнес-клуб, в котором ныне занимаются сорок сельчанок. 29-летний Азиз Ярлакабов, выпускник Бухарского медицинского института, приобрел на льготный банковский кредит медицинское оборудование для лечебного учреждения, в котором трудится стоматологом. Деятельный специалист возглавляет первичную молодежную организацию и является инициатором разнообразных тематических спортивных проектов и мероприятий. В нынешнем году 94 проекта молодых хатырчинцев получат многомилли­ардное финансирование из бюджета "Yoshlar - kelajagimiz".

Свое дело по Госпрограмме в рамках семейного предприятия "Nurota Milky Way" организовали супруги Баходир Яндашев и Нигора Эшонкулова. В махалле "Ибн Сина" Нуратинского района на арендованной производственной площади запускают мини-цех по переработке молока. Планируют выпускать продукцию одиннадцати наименований под торговым брендом "Bio Nur".

- Ходить далеко за идеей не пришлось, - рассказал директор предприятия Б. Яндашев. - Пенсионный возраст не помеха моим родителям вести дела на семейной животноводческой ферме и ухаживать за огромным садоводческим хозяйством "Мархамат ая боглари". С супругой решили поддержать и развить поставленный на широкую ногу родительский бизнес. Программа "Yoshlar - kelajagimiz" пришлась как нельзя кстати и помогла осуществить нашу инициативу. На выделенный кредит приобрели у андижан­ских фермеров более 20 голов коров швейцарской породы, часть средств направили на покупку технологического оборудования по переработке молока. Первой планируем запустить линию по выпуску мороженого.

Молодежь степного Тамдынского района прогнозирует будущее - свое и региона - проектами, спрограммированными на развитие коневодства и создание инфраструктуры отдыха. Акбар Алдекеев из Канимех­ского района планирует возвести в родном крае футбольную и волейбольную площадки, чтобы для всего местного населения - и детей, и взрослых - было специально оборудованное спортивное место.

Всего за год программа "Yoshlar - kelajagimiz" показала себя действенным инструментом поддержки молодежного предпринимательства, которое специалисты склонны рассматривать как драйвер экономического развития малых регионов.

Дилфуза Гулямова.
"Правда Востока".
Навоийская область.

 

Согласно купленным билетам

 Чемпионат Узбекистана. Суперлига. Одиннадцатый тур. "Локомотив" - "Сурхон" - 5:1, "Бухоро" - "Пахтакор" - 0:5, "Кизилкум" - "Согдиана" - 1:1, "Коканд-1912" - "Динамо" - 2:2, "Андижан" - "Металлург" - 1:1, АГМК - "Навбахор" - 1:1, "Бунёдкор" - "Насаф" - 1:1.

За два тура до окончания первого круга довольно четко обозначились три прослойки клубов - претенденты на "золото", коллективы, пытающиеся подняться на третью ступеньку пьедестала почета, и команды, которые борются за то, чтобы сохранить прописку в суперлиге.

"Пахтакор", в прошлом сезоне не завоевавший ни одного титула, ныне не позволяет себе послаблений. Пока не проиграл ни одного матча. Лишь в двух встречах поделил очки - с "Сурхоном" (0:0) и "Навбахором" (2:2).

Заметим, что пахтакоровцы уверенно переиграли основных конкурентов - "Локомотив" - со счетом 3:1. Отрыв в пять баллов позволяет им довольно комфорт­но расположиться на первом месте в турнирной таблице.

"Локомотив" как действующий чемпион еще сохраняет шансы повторить прошлогодний результат. Однако судя по качеству игры сделать это будет сложно. Зачастую "железнодорожники" теряют очки, как говорится, на ровном месте.

Сразу семь клубов тянутся к "бронзе". Специалисты среди претендентов особо выделяют "Бунёдкор" и "Насаф", укомплектованные юными и талантливыми футболистами, которые от тура к туру все увереннее действуют против более опытных соперников. Потенциал молодых ребят еще до конца не исполь­зован.

Некуда отступать "Навбахору". Задачи перед наманганским клубом высокие - участие в Лиге чемпионов Азии. Приглашен был зарубежный тренер. Но неудачный старт внес коррективы. Теперь бы удержать то, что завоевано в минувшем году. Тогда "Навбахор" занял третье место.

В этой группе следует, видимо, выделить "Сурхон" и "Согдиану". И связан их взлет с плодотворной работой тренеров - с Андреем Микляевым и Улугбеком Бакаевым соответственно. В этом ряду и Даврон Файзиев, которому удалось сформировать дееспособную дружину, которая на равных играет с соседями по турнирной таблице, отбирает очки у аутсайдеров, но пока не оказывает особой конкуренции фаворитам суперлиги.

На привычных позициях середнячков - "Металлург" и "Кизилкум". Эти команды не поднимаются выше, однако и не опускаются ниже. Как говорится, занимают места согласно купленным билетам.

Из четырех команд, находящихся в конце футбольного пелетона, в трех сменились тренеры. С ними болельщики связывают надежду на то, что аутсайдеры все же останутся в элите отечественного футбола.  

Положение команд после одиннадцати туров

Клубы В Н П М О
"Пахтакор" 9 2 0 27:8 29
"Локомотив" 7 3 1 21:8 24
"Бунёдкор" 5 3 3 14:11 18
"Сурхон" 5 3 3 12:13 18
"Согдиана" 5 1 5 14:16 16
"Навбахор" 3 6 2 16:12 15
"Насаф" 4 3 4 15:11 15
"Динамо" 3 6 2 13:13 15
"Металлург" 3 4 4 14:12 13
"Кизилкум" 2 5 4 13:18 11
"Андижон" 1 6 4 9:16 9
АГМК 2 2 7 12:19 8
"Бухоро" 1 4 6 6:17 7
"Коканд-1912" 1 4 6 11:24 7

 

АГМК не спотыкается

 А в чемпионате страны по мини-футболу уже начался второй круг. В Джизаке команды сыграли по два матча. Не спотыкаясь, продолжает идти вперед действующий чемпион - АГМК. Впереди по всем статистическим показателям. Пока никто не может оказать клубу Алмалыкского горно-металлургического комбината достойное сопротивление.

Заметно поднялись вверх "Пахтакор" и "Локомотив". Добились стопроцентного результата и по праву претендуют на призовые места. Столь же стремительный рывок сделал каршинский "Насаф", переместившись в восьмой позиции на четвертую, отодвинув джизакскую "Согдиану" и "Навбахор", которые, впрочем, тоже продемонстрировали спринтерские качества.

Остальные команды следуют за ними ни шатко ни валко, демонстрируя лишь свое присутствие в суперлиге. Вероятно, в стадию плей-офф не сможет пробиться "Максам-Чирчик". Эта команда долгие годы считалась одной из ведущих в республике, завоевывала даже Кубок Узбекистана.  

Положение команд после пятого тура

Клубы  В Н П М О
АГМК 12 1 0 92:22 37
"Пахтакор" 10 1 2 63:33 31
"Локомотив" 10 1 2 56:26  31
"Насаф" 9 2 2 60:45  29
"Согдиана" 7 2 4 52:32 23
"Навбахор" 7 1 5 42:44 22
"Динамо" 4 1 8 42:63 13
"Металлург" 4 0 9 31:56  12
"Бунёдкор" 3 1 9 38:57 10
"Максам-Чирчик" 2 3 8 35:53 9
"Нефтчи" 2 1 10 29:72 7
"Бухоро" 1 0 12 22:59 3

Тимур Низаев.
Обозреватель "Правды Востока".

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech