15 Ноябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +14,6 °C

Культура
19 Янв  2019 1075

Партитуры восстановили к юбилею

Многих ведущих современных композиторов нашей страны воспитал заслуженный деятель искусств Узбекистана и Азербайджана, народный артист и лауреат Государственной премии республики Борис Зейдман. Его произведения звучали на юбилейном концерте Союза композиторов и бастакоров.

110 лет исполнилось со дня рождения профессора, внесшего большой вклад в развитие современной отечественной музыкальной культуры. Судьба его была связана с тремя консерваториями: получил образование и начинал трудовой путь в Петербурге, с 1939 года на протяжении шестнадцати лет работал в Бакинской, а в 1957-м приглашен в Ташкентскую, где стал проректором и заведующим кафедрой композиции. За эти годы воспитал таких талантливых композиторов, как Тулкун Курбанов, Дилором Сайдаминова, Нурилла Закиров, Дилором Амануллаева, Аваз Мансуров, Камил Кенжаев, Владимир Милов, Анатолий Варелас. И все они сказали свое слово в нашем искусстве.

В творчестве Борис Исаакович опирался на традиции петербургской композиторской школы, развивал приемы, идущие от художественных принципов Римского-Корсакова и других великих классиков. Постигая музыкальную культуру Востока, Зейдман находился в постоянном движении к новому, совершенствованию собственного стиля. Это получило отражение в его сочинениях, в частности, камерных, составивших программу юбилейного концерта, в котором приняли участие струнный смычковый квартет "Классик" и пианистка Татьяна Мякушко. Подобные формы инструментальной музыки с ее возможностями привлекали Зейдмана перспективой создания произведений, как бы самой природой предназначенных для воплощения душевных эмоций и состояния человека. Это было выразительно прочувствовано исполнителями в интерпретации Романса для скрипки, виолончели и фортепиано. Они вдохновенно передали утонченность интонационного строя произведения, где возвышенно-патетические образы-состояния сочетались с лирико-романтическими образами-действиями.

Струнный квартет на хорезмские темы - одна из жемчужин камерной ансамблевой музыки. Он словно наполнен жизнью, восхитительными тембровыми эффектами, перенятыми композитором у народных исполнителей. В гармониях - склонность к ладовым созвучиям, в полифонических сочетаниях - богатство мелодических линий, в ритмике - активная подвижность, многообразное использование фольклорных танцевальных формул и как особое качество - концертность. Струнный квартет художественно убедительно претворил авторский замысел, передав настрой всех четырех частей.

Камерный стиль Зейдмана виртуозен, что еще в большей степени проявилось в Фортепианном квинтете, исполнение которого стало кульминацией вечера. Лирико-драматическая экспрессия первой части, диалог струнного квартета и фортепиано во второй части, активная энергия движения органично приводят к торжественной коде - апофеозу оптимистического мировосприятия.

Необходимо отметить творческую инициативу и большую редакторскую работу руководителя коллектива "Классик" Ирины Гришко, восстановившей рукописи партитур квартета и квинтета. Это позволило полноценно донести до слушателей звуковой мир инструментальных сочинений композитора. Концерт стал достойным музыкальным приношением классику музыки ХХ века и событием в культурной жизни столицы.

Ирина Галущенко.

Профессор Государственной консерватории Узбекистана.

Опубликовано в газете "Правда Востока" №13 (28976) от 19 января 2019 года. 

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech