14 Декабрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +0,3 °C

Ученые говорят...
15 Ноя  2019 949

Национальные и общечеловеческие ценности как средство воспитания молодежи

Осуществляемые в настоящее время в суверенном Узбекистане реформы направлены исключительно  на защиту интересов человека. Как подчеркивает Президент Шавкат Мирзиёев, все мы гордимся тем,  что наша молодежь по праву становится решающей силой сегодняшнего и завтрашнего дня, способной взять  на себя ответственность за будущее Родины. Мы должны довести до логического завершения проводимую  в этом направлении широкомасштабную работу,  в частности, принятые общенациональные программы  в сфере образования и воспитания.

Фото uza.uz

Слова главы государства "Мы считаем своей первостепенной задачей совершенствование всех звеньев системы образования и воспитания на основе современных требований… В реализации этих задач мы будем опираться на наши многовековые традиции, богатое духовное наследие предков" доказывают необходимость приложения исторического прошлого, его ценностей. Поэтому воспитание молодежи в духе преданности национальным традициям, уважения общечеловеческих ценностей является приоритетным направлением государственной политики. Ни в одной стране нельзя подняться на высокий уровень развития, не пробудив национальный дух у народа, не развив местные и мировые ценности, не воспитывая в этой атмосфере.

Став независимым государством, Узбекистан превратился в субъект международных отношений, ведущий эффективную внешнюю политику. Таким путем республика не только отстаивает свои национальные интересы, но и поднимает их на более высокий уровень. На мировой арене наша страна заняла свое достойное место не только благодаря богатой исторической культуре, выгодному географическому положению, за вклад в мировую цивилизацию или богатые природные ресурсы, но и за усилия по воспитанию совершенного поколения, привитию ему духовных и культурных ценностей, определенные достижения в этой сфере.

Формирования высокоразвитого молодого поколения в духе уважения к национальным и общечеловеческим ценностям, народным традициям и обычаям, наследию предков можно достичь, создав систему образования, соответствующую нашим историко-национальным особенностям. Воспитание молодежи людьми, имеющими собственное независимое мнение, прошедшие испытание временем жизненно-национальные ценности, с трезвым мировоззрением, обладающими независимой волей, духовно богатыми, готовыми дать отпор любым идейным притеснениям и духовным угрозам, является актуальной задачей. Чтобы не допустить возникновения в духовном мире  молодого поколения вакуума, необходимо с самого детства формировать в их душах и сознании здоровый образ жизни, чувство уважения к национальным и общечеловеческим ценностям. Для развития у них таких качеств в первую очередь надо пробудить в них интерес к национально-культурному наследию, языку, традициям и обычаям, точно так же - к ценностям своего народа.

Не зная многовековых традиций, великого и богатого культурного прошлого, нельзя понять национальную самобытность. Духовное богатство любой нации состоит из единения народных и общечеловеческих ценностей. Не осознавая национальную самобытность, невозможно понять общечеловеческие ценности, уважать их. Поэтому мы должны одинаково воспитывать в нашей молодежи и те, и другие традиции, уважение к ним.

Народы Центральной Азии, имеющие долгую и богатую историю, создали, совершенствовали собственное ценное наследие в образовании и воспитании и развивали сотни поколений в духе таких общечеловеческих качеств, как гуманизм, меценатство, дружба и милосердие, трудолюбие, щедрость.

Созданные нашим народом источники духовных мыслей упираются в древние времена. Благодаря независимости появилась возможность изучать наше национально-культурное достояние, традиции, духовность, совершенствовать их. Это в свою очередь требует выявления ценных источников нашего исторического духовного богатого наследия, бесценной сокровищницы. Раз так, в систему образования и воспитания необходимо внести новую демократическую концепцию образования, трактующую идеи общечеловеческих ценностей. Она подразумевает развитие содержания, форм, методов и средств образования и воспитания в соответствии с требованиями мировых стандартов. Также в воспитательных процессах системы высшего образования нужно обратить внимание на изучение ценностей. Они - богатство общества, наша национальная гордость. Их бережное сохранение и защита - долг каждого.

Под национальными ценностями чаще всего понимается имеющий важное значение не только для прошлого, но и оказывающий положительное влияние на настоящее и будущее, заложенный в сознании людей комплекс социально значимого материального, духовного, природного, религиозного, морального, философского и другого достояния. Сюда также входят значимые для развития и независимости человеческого общества социальные, духовные явления.

В современной социальной философии понятие ценности имеет разные трактовки, но чаще всего в смысле "духовность", "идеал", "нравственность". Не зря говорят, что национальные ценности - богатство общества, средство, связующее прошлое с сегодняшним днем и будущим, могучая сила, воспитывающая человека духовно зрелым, совершенным. Ценности бывают материальные и духовные. Они проявляются в виде воспитания, обычаев и обрядов. Есть у нас и такие, проявляющиеся в отношениях важные ценности, основанные на доброте, честности, чистоте, сочувствии, сотрудничестве, преданности.

В любой стране человек считается высшей ценностью. В Узбекистане он возвеличивается, ставится превыше всего, все должно служить интересам человека. Формировавшиеся на протяжении сотен лет национальные традиции в настоящее время вместе с культурно-духовными ценностями ускоряют развитие, содействуют обеспечению идейного и духовного очищения. Все виды ценностей считаются средством, служащим благополучной и свободной жизни человека, достижению духовно-морального удовлетворения. Поэтому важным требованием сегодняшнего дня является формирование в сознании молодежи национальных и общечеловеческих ценностей.

При реализации следующих педагогических задач по воспитанию молодого поколения в духе уважения к традициям, можно говорить о положительном результате. Во-первых, развивать у них жажду к учебе, чувство просветительства. Во-вторых, поднимать политическое сознание и правовую культуру. В-третьих, еще более совершенствовать у будущих специалистов, в частности педагогов, человеческие качества. В-четвертых, постоянно организовывать воспитательные мероприятия, такие как политическая информация, часы духовности и воспитательные часы, различные праздничные мероприятия, вечера, встречи. И наконец, в-пятых, повышать качество профессиональной и квалификационной подготовки молодежи.

Ныне перед нами стоит задача еще более оживить в вузах духовно-воспитательную работу, создать приемлемую систему для ее осуществления, а также методические комплексы, информационно-выставочные материалы, внедрить в содержание дисциплин ценности, найти передовые педагогические технологии, создать условия для трудовой деятельности будущих педагогов.

Зафар Хайитов.
Заведующий кафедрой Навоийского
государственного педагогического института.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №232 от 15.11.19.

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech