19 Июль 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +36,6 °C

Урбанизация
14 Июн  2019 2521

"Когда отремонтируют нашу школу?"

Этим вопросом задаются многие дети, их родители и учителя. Достаточно еще в стране общеобразовательных учреждений, оставшихся по уровню материальной базы где-то в прошлом веке и остро требующих к себе внимания. А где-то и вовсе нет условий для получения знаний…

Фото Тимура Кайсарова.

В Сергели - четыре новые

Недавно разгорелись слухи о сносе одной из самых известных школ Узбекистана - ташкентской № 50, расположенной в самом центре города, около сквера Амира Темура и пользующейся огромной популярностью. Министерство народного образования поспешило дать разъяснения и призвало не верить необоснованным заявлениям. Согласно пунк­ту 10 постановления Президента "О мерах по внедрению новых принципов управления в систему народного образования" от 5 сентября 2018 года запрещается отчуждение земельных участков и недвижимого имущества общеобразовательных учреждений без согласования с министром народного образования. А МНО не получало запросов об отчуждении участка и недвижимого имущества указанной школы.

Легко понять, почему возможность ее исчезновения вызвала такой резонанс, что потребовался комментарий от министерства. Не только те, кто напрямую связан с этим заведением, но и другие соотечественники удивились: как можно сносить здание школы, когда их и так недостаточно?..

Перенесемся в Сергелийский район. Вокруг - сплошные стройки. Здесь за минувшие пару лет выросли десятки многоэтажек, уже обжитых новоселами. В 2019-м появится еще около 170 высоток для порядка 31 тысячи человек. У всех - семьи, есть или планируются дети. А где им учиться, если действующие общеобразовательные учреждения давно переполнены? Проб­лема тревожила многих прибывших сюда.

В 2017-м на массиве 5 А параллельно с домами возвели школу № 55, рассчитанную на 630 ребят. К концу нынешнего академического года их оказалось уже на 200 больше, сообщили в районном хокимияте. В дальнейшем мальчишек и девчонок с этого и массива 7 А распределили по семи соседним общеобразовательным учреждениям. Однако и там мест не хватает. Например, школа № 300 была перегружена в 1,5 раза, потому ей в прошлом году даже передали здание лицея при Ташкентском государственном юридическом университете.

Сейчас продолжается строительство - в частности, 66 домов в махалле "Чоштепа" примут около 16 тысяч жителей. Как быть их детям? Решение нашли. С конца апреля на новых массивах начали возводить сразу четыре общеобразовательных учреждения. Учитывая социальную значимость объектов для района, в церемонии старта работ приняли участие первый заместитель Премьер-министра Узбекистана Ачилбай Раматов и руководители ряда министерств.

Для школ подготовили современные проекты. Каждая рассчитана на 1,5 тысячи ребят, принять которых они должны уже в грядущем 2019/2020 учебном году. Впрочем, разгрузить окрестные заведения поможет не только это. Дополнительным корпусом на 360 мест обзаведутся еще две школы - №№ 267 и 303.В первой - число учеников превышает проектную мощность в 1,5 раза, во второй -в 2,2. Но уже скоро в обеих станет просторнее.

Устарела половина

"Так - в столице!" - заметят многие читатели, а ведь сколько печальных и тревожных примеров найдется в регионах, особенно в глубинке. В целом в строительно-ремонтных работах нуждаются 2907 школ - почти 30 процентов от общего числа, в дополнительном оснащении - 28 процентов. Морально и физически устарела уже половина используемого оборудования. Не хватает мест для ребят в связи с переходом на 11-летнее обучение, ощущается дефицит мебели, лабораторной, компьютерной техники и спортивного инвентаря. Есть проблемы с энерго-, газо- и водоснабжением, канализацией, а 1726 учреждений в глубинке вынуждены отапливать помещения с помощью "буржуек". Все эти недостатки хорошо известны специалистам сферы. Описаны они и в Указе Президента "Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года" от 29 апреля 2019-го. Документ предусматривает исправление ситуации. 

Теме специально посвятили в мае отдельный "правительственный час" в Законодательной палате Олий Мажлиса, куда пригласили первого заместителя министра народного образования Алишера Умарова - отчитаться и ответить на вопросы депутатов. Там озвучили и упомянутые показатели, и другие. В частности, за прошлый год 1716 школ получили современные компьютерные классы - с интерактивными панелями и проекторами. Общее число класс-комплектов достигло 11 468, но и это дает в итоге лишь 72,1 процента оснащенности. Депутаты говорили и о переполненности ряда учреждений в Ташкенте и областных центрах - больше 40 детей в одном кабинете, что не отвечает законодательным и санитарно-гигиеническим нормам, мешает полноценному получению знаний. В МНО есть конкретные перспективные планы по решению подобных задач, а то, как они станут исполняться, оценит парламентский контроль.

Одно из направлений работы - программы "Обод кишлок" ("Благоустроенное село") и "Обод махалла" ("Благоустроенная махалля").

- Государством определены и реализуются необходимые мероприятия по модернизации школьных зданий, сооружений и их материально-техническому обеспечению по двум названным программам. Свой вклад вносят и региональные органы власти, спонсоры. Из дополнительных доходов местного бюджета наибольшую сумму сфере выделили в Республике Каракалпакстан, а в расчете на число учеников - в Навоийской области, - рассказал заместитель министра народного образования Иброхим Джураев на недавней встрече с прессой. - Улучшена система отопления 2864 школ, в 181 -  отремонтировали внутреннюю канализацию, 173 -  обеспечили питьевым водоснабжением. В 579 заведениях заново построили туалеты, в 493 - оградили территории. В 175, где столовые прежде отсутствовали или были в неприглядном состоянии, они теперь появились или приведены в порядок.

В последние годы строительство, реконструкция и капитальный ремонт учреждений народного образования осуществлялись только по Инвестиционной программе. С 2018-го, после старта двух упомянутых инициатив, число охваченных обновлением объектов сферы резко увеличилось. Например, в 2017-м работы затронули 484 школы и обошлись в 556,6 млрд сумов. А в прошлом - уже 918 заведений, а затраты поднялись до 1,47 трлн сумов. Рост - на 90 и 160 процентов соответственно.

Нынешний год принесет перемены уже в 590 школ: 510 - по программе "Благоустроенное село" и 80 - "Благоустроенная махалля". Предварительные адресные списки предусматривают выделение на это 726,7 млрд сумов. В частности, по постановлению Президента "О дополнительных мерах по реализации программы "Обод кишлок" в 2019 году" от 20 февраля намечено возведение 24 зданий, больше всего - в Сурхандарье, Джизакской и Ташкентской областях. Реконструируют еще 145, причем сразу 33 - в Каракалпакстане, а капитально отремонтируют 302, и здесь в лидерах - Джизакская и Ферганская области. Дело не ограничится изменением облика зданий и прилегающих территорий. Их подключат к системам инженерных коммуникаций, отремонтируют подъездные дороги, установят заборы и системы освещения. Результаты оценят свыше 242 тысяч ребят.

Как идут стройки и ремонты? Министерство народного образования постоянно следит за ними через новую информационную систему онлайн-мониторинга, призванную обеспечивать прозрачность и качество работ.

Дойдем до ста

Уже начался и проект по снабжению учреждений современным ИТ-оборудованием, что отвечает требованиям одной из пяти инициатив главы государства. На днях между МНО и южнокорейской компанией "KT" подписан договор о поставке 2859 компьютеров в 2766 школ, в том числе около 700 получат их до конца года. Компания стала победителем соответствующего тендера, а финансовое содействие окажет Эксимбанк дружественной республики, выделивший кредит на 33 млн долларов.

- Южная Корея - один из надежных партнеров Узбекистана. Уверен, что и нынешний совместный проект будет осуществлен успешно, - подчеркнул министр народного образования Шерзод Шерматов. - Он поможет повысить компьютерную грамотность школьников, а развитие информационных технологий - в числе приоритетов нашей страны. Поэтому не только обновим материальную базу, но и пересмотрим учебные программы сферы.

И это не все. В начале июня завершилось общественное обсуждение проекта постановления Президента об утверждении Государственной программы "Современная школа". Документ предусматривает создание равных условий для детей вне зависимости от того, где они получают знания - в городе или на селе, улучшение правовых и технических требований к строительным работам и оснащению учреждений. Нужны стандарты их материально-технического обеспечения на уровне самых высоких требований. Появятся типовые проекты зданий, возводимых или обновляемых с учетом международного опыта и природно-климатических особенностей, с использованием экологически чистых материалов, альтернативных источников энергии, передовых технологий и инженерных решений.

Со следующего года государственные учебные заведения станут модернизировать именно на основе новых норм с присвоением им статуса "Современная школа". В планах на 2020-2022-й - строительство 173, реконструкция 1350 и капитальный ремонт 1312 учреждений на 1,7 млн человек. Согласно Концепции развития системы народного образования к 2022-му число обладателей статуса достигнет 20 процентов от общего числа, а к 2030-му уже составит половину.

Отдельно упомянем другие учреждения, которые со дня открытия смогут задавать качественно иной уровень образования - Президентские школы. Пока идет возведение четырех, а всего их появится 14.

Другая задача по развитию матбазы на 2030-й - обеспечение заведений чистой питьевой водой и исправной системой отопления. Оба показателя по сравнению с 2019-м поднимутся соответственно с 70 и 75 до 100 процентов. А расширение сети школ поможет снизить нагрузку на здания. В результате в 2020 году в одну смену будут работать уже 30 процентов учреждений, в 2022-м - вдвое больше, а в 2030-м - все 80. Сейчас в достижимость таких целей поверит не каждый, однако наблюдателям стоит запастись оптимизмом, а исполнителям - не терять времени даром.

Рамиль Исламов.
"Правда Востока". 

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 119 (29082) от 14 июня 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech