18 Февраль 2020

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +3,7 °C

Финансы
22 Ноя  2019 1017

Как совершенствуется механизм налогообложения?

Проект новой редакции Налогового кодекса презентован в Центре экономических исследований и реформ (ЦЭИР) при Администрации Президента Республики Узбекистан.

Фото Музаффара Абдуллаева

Проект опубликован для обсуждения и ознакомления в сентябре на портале СОВАЗ. На площадке ЦЭИР прошло его обсуждение в рамках Первого правительственного акселератора в формате "Open Space". Во встрече приняли участие заместитель министра финансов Д. Султанов, директор ЦЭИР О. Хакимов, первый заместитель начальника департамента налогово-таможенной политики и прогнозирования доходов Министерства финансов Э. Гадоев и другие заинтересованные сотрудники министерств и ведомств республики, а также представители ведущих предприятий и бизнес-сообщества.

Первый правительственный акселератор призван вовлечь профессионалов, экспертов, представителей госорганов в общую деятельность по выработке разумных и надежных рабочих планов дальнейшего реформирования экономической модели страны. Немаловажно, что первым для обсуждения выбран именно проект Налогового кодекса, который, по словам представителей Налогового комитета, является самой обсуждаемой темой в сфере, в частности, налог на добавленную стоимость.

На встрече говорилось, что Налоговый кодекс в новой редакции призван стать документом прямого действия, для чего в него включены положения подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения, включая ставки налогов. В нем сохранена структура действующего Налогового кодекса, предусматривающая разделение на общую (вопросы налогового администрирования) и особенную (основные правила исчисления и уплаты налогов) части.

Общую часть документа в новой редакции дополняет детализация прав и обязанностей налогоплательщика и налоговых органов, проведение налогового контроля и аудита на основе анализа рисков, а также урегулирование налоговых споров. Согласно документу все меро­приятия по налогообложению и контролю будут проводиться только на основе автоматизированной системы программного продукта риска анализа, включая выездные и камеральные проверки и налоговый аудит.

Отдельной главой в новом кодексе выделены налоговые нарушения с описанием того, что входит в их перечень, с фактами уклонения от их уплаты.

Проект учитывает восемь направлений, включая общепринятые международные нормы и стандарты сферы налогообложения, передовые и апробированные методы, учитывающие опыт других стран, а также выводы местных и международных специалистов.

В рамках площадки "Open Space" заместитель министра финансов Д. Султанов назвал основные претензии бизнеса в отношении налоговых органов, среди которых коррупция, некомпетентные сотрудники и проверки.

"Первое, что смущает бизнес, - налоговые проверки и полномочия налоговых органов. Хотел бы заявить: мы проанализировали все наши ошибки, весь тяжелый опыт в прошлом и можем с уверенностью сказать, что впредь ни один инспектор не будет иметь права самостоятельно назначать налоговую проверку", - сказал Д. Султанов.

По его словам, все проверки будут проходить через Государственный налоговый комитет на основе механизмов по выявлению и предотвращению схем уклонения от налогов. При этом крупные налогоплательщики независимо от того, какой у них уровень исполнения налогового законодательства, периодически будут подпадать под проверки.

Отдельное внимание эксперты уделили налогу на добавленную стоимость и новшествам в его исчислении.

Согласно их оценке налогоплательщикам предоставляется право на возврат отрицательного сальдо по НДС после проведения детальной камеральной проверки. В упрощенном порядке сальдо будет возвращаться крупнейшим налогоплательщикам и лицам, предоставившим банковскую гарантию. Вводится единовременный зачет НДС при приобретении (возведении) объектов основных средств, включая объекты недвижимости. Также в проекте предлагается осуществлять возврат НДС по упрощенной схеме посольствам и международным организациям, имеющим право на освобождение. Будут облагаться электронные услуги, оказываемые нерезидентами. В том числе вводится НДС на сдачу государственного имущества в аренду, что позволит создать конкуренцию с частным сектором. Кроме того, пересмотрены сроки представления расчетов и уплаты. Так, для небольших хозяйствующих субъектов (оборот менее миллиарда сумов в квартал) срок представления расчета установлен ежеквартально взамен ежемесячного представления.

Экспертами предложено провести эксперимент в виде мониторинга Налогового кодекса в течение двух лет, по прошествии которых они смогут дать заключение и внести соответствующие изменения.

По итогам обсуждений бизнес-сообществом и экспертами предложено создать Экспертный совет, в рамках которого будут регулярно обсуждаться вопросы совершенствования НК для регулирования и внесения дополнений.

Был обсужден и мировой опыт начисления и уплаты НДС. В частности, практика показывает, что фиксированный НДС может повлиять на благосостояние домохозяйств. Эксперты ЦЭИР привели пример исследования о влиянии НДС на распределение доходов в Ирландии. Согласно им одномерная система НДС регрессивна, что означает: единые ставки на все товары и услуги оказывают большее влияние на домохозяйства с низким доходом в сельской местности, домохозяйства из шести человек и те, в которых есть один взрослый с детьми.

ЦЭИР предложено провести исследование о влиянии Налогового кодекса на макроэкономическую стабильность, деловую среду, благосо­стояние населения, развитие предпринимательства, а также изучить дальнейшие изменения.

В ходе мероприятия состоялись оживленная дискуссия и обсуждение новшеств налогового законодательства, даны исчерпывающие ответы с использованием практических примеров.

Александр Зотов.
"Правда Востока".

Опубликовано в газете «Правда Востока» №237 от 22.11.19.

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech