21 Сентябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +24,8 °C

Культура
3 Апр  2019 9633

Феномен живого эпоса

В Термезе впервые пройдет  Международный  фестиваль искусства бахши, инициированный Президентом Узбекистана. Ожидаются гости из 75 государств. Это - народные сказители (бахши, ашуги, акыны),  ученые-фольклористы, музыковеды, руководители  международных организаций, представители дипломатического корпуса и СМИ.

Минхожиддин МИРЗО, первый заместитель председателя Союза писателей Узбекистана.

- "Исконная история и культура любого народа олицетворяются прежде всего с его устным творчеством - фольклором, народным эпосом и являются бесценным источником в сохранении и развитии национальных ценностей и традиций". Такова преамбула постановления Президента Республики Узбекистан "О проведении Международного фестиваля искусства бахши" от 1 ноября 2018 года. Эпические традиции берут начало в далеком прошлом, но в Узбекистане они живут и развиваются и поныне как музыкально, так и поэтически. И это связано с искусством бахши-шаиров (дастанчи, жырау, баксы, юзбоши, санновчи) - народных сказителей, сочетающих в себе сразу роли рассказчика, поэта, музыканта, певца и актера. Он должен обладать богатым словарным багажом, умело использовать все формы живого народного языка, игру слов и их орнаментику. Ведь дастаны рассчитаны не просто на устное исполнение. В них используются от пяти до 36 напевов, которые отличаются своими музыкальными закономерностями. Мелодии короткие, повторной структуры. Характер напевов - речитативного и песенного склада. Основным музыкально-поэтическим жанром является терма, сопровождаемая собственной игрой на домбре, дутаре или кобузе.

Безусловно, не случайно именно в Узбеки­стане проводится Международный фестиваль искусства бахши. В нашей республике сложились своеобразные исполнительские школы сказителей. Основаны они на традиционной методике обучения "устоз-шогирд" ("мастер-ученик"). Наличие в музыкальном искусстве узбекского народа четырех локальных зон нашло отражение и в формировании искусства сказителей эпоса: самаркандской, кашкадарь­инской, сурхандарьинской, хорезмской и каракалпакской. В каждом из этих регионов - свои оригинальные бахши-шаиры и дастанчи, созидатели и хранители национального эпического искусства. Многие из них имеют в репертуаре от 20 до 100 дастанов. Среди сказителей ХХ века - Пулкан-шаир (76 дастанов), Кадыр-бахши (72), Фазыл Юлдаш оглы (60), Эргаш Джуманбулбул оглы (50), Мардонкул Авлиёкул оглы (43), Бола-бахши Абдуллаев (более 20), Юсуф Отаган оглы (31).

Искусство узбекских бахши до сего времени пользуется огромной популярностью. Их деятельность высоко оценивается государством. Многие имеют высокие звания "Народный бахши Узбекистана". Такого титула нет ни в одной стране. Почетом и уважением пользуются Бола-бахши Абдуллаев и его сыновья - Норбек и Етмишбай, Каландар-бахши Норматов, Шомурот Тогаев, Абдукаххар Рахимов, Зиёдулла Исломов, Шоберды Болтаев, Абдуназар Поёнов, Боборайим Маматмурадов, Кора-бахши Умиров, Джумабай жырау.

Традиции старшего поколения продолжают молодые. В частности, Феруз Норматов, Жанибек Пиязов удостоены престижной премии "Нихол".

О многих известных бахши  более подробно рассказано в сборнике "Юрагимнинг жури булган думбрам". Составитель  книги - Уктам Хакимов. К изданию прилагается и диск, на котором  записаны эпические  дастаны, в исполнении известных наших  сказителей.

 

Андрей Слоним, 

заслуженный деятель искусств Узбекистана, режиссер-постановщик Государственного акаде­миче­ского Большого театра имени Алишера Навои:

- Значимость проведения первого Международного фестиваля искусства бахши переоценить невозможно. Обращение к истокам народной сказительской культуры безмерно обогащает наш духовный мир, соединяя современность с корнями национального творчества, уходящими в глубокую старину.

Сами произведения бахши - по сути, удивительные поэмы, повествующие об очаровании этой древней земли, о безбрежной душевной широте и других лучших качествах людей, населяющих край, о первозданной гармонии человека в окружающем его огромном мире. Не потому ли, слушая подобные сказания, мы каждый раз с особой силой ощущаем себя и частичкой мироздания, и соучастниками многовековых традиций высшей духовности. Мне как режиссеру оперы в них особенно ценно то, что их драматургия насыщена очень активным внутренним действием. Они и описательны, и раскрывают человеческую душу во всей ее красоте.

Организованный по инициативе Президента Узбекистана фестиваль такого рода и масштаба - поистине всенародный праздник. Он уникален уже хотя бы потому, что мало на земле стран, где столь бережно хранятся заветы предков-творцов, воплощенные в завораживающих песнопениях.

 

Абзал Рафиков,

народный артист Узбеки­стана, актер Академического русского драматиче­ского театра Узбекистана:

- Было чрезвычайно радостно услышать, что именно в Термезе впервые пройдет Международный фестиваль искусства бахши. Есть особый, глубокий смысл в том, что мероприятие с участием зарубежных гостей организовывают в Сурхандарьинском регионе, где этот вид народного творчества развивался с давних времен. Сказания бахши - часть нашей истории и культуры, которую нельзя забывать. Ведь ценности, заложенные в произведениях, передавались из поколения в поколение, из века в век.

В наше время стремительного развития технологий, технического прогресса, когда информацию можно прочитать на любых носителях - печатных или электронных, особенно важно сохранять историческую память народа, которая также находит отражение и в народном творчестве.

 Взять, к примеру, известное произведение "Алпомиш", которое и по сей день служит источником вдохновения для современников - по нему писали пьесы, ставили спектакли. В герое эпоса воплотился образ храброго и мужественного воина, которому не страшны препятствия. Вместе с тем это своего рода признание в любви к родному краю и, что немаловажно, к семье. Роль бахши в продвижении культуры, общечеловеческих ценностей - значимая, переоценить ее сложно.

Важно, что сегодня уделяется внимание сохранению этого вида народного творчества. Международный фестиваль, который пройдет вот уже скоро в Термезе, служит точкой опоры для дальнейшего его развития. Он проводится в том числе и для того, чтобы не только сохранить культурное наследие, но и приумножить, рассказать о нем новым поколениям. 

 

Опубликовано в газете "Правда Востока" № 64 (29027) от 3 апреля 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech