11 Декабрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +8,6 °C

Энергетика
18 Сен  2019 9730

Электросчетчики: что интересует граждан?

В республике ведутся масштабные работы по подключению потребителей электрической энергии к АСКУЭ (автоматизированная система контроля и учета электроэнергии). Ее внедрение является необходимым условием снижения до минимума человеческого фактора на этапе измерения, сбора и обработки данных, а также обеспечения достоверного, точного, оперативного учета потребления электрической энергии как со стороны поставщика энергоресурсов, так и потребителя. Этот факт ясен и специалистам, и рядовому пользователю.

Однако у последнего возникают вопросы по самому процессу установки новых приборов учета электроэнергии. Редакция "ПВ" собрала ряд вопросов от читателей и перенаправила их в Министерство энергетики республики.

Читайте на страницах газеты ответы специалистов ведомства.

"В персональном кабинете на официальном сайте "Узбекэнерго" есть несколько разных видов показаний - расчетное, агента, по счетчику АСКУЭ. На какой из них должен ориентироваться потребитель при оплате электроэнергии?"

Нафиса Салимова, Чиланзарский район.

- При подключении потребителя к АСКУЭ для учета объема использованной электрической энергии принимаются показания приборов учета от АСКУЭ, по данным которых выполняются начисления с учетом поступившей оплаты. Вместе с тем согласно пункту 69 Правил пользования электрической энергией при отсутствии переданных показаний предприятие территориальных электрических сетей имеет право произвести расчет на основании данных о среднесуточном фактическом объеме потребления электрической энергии за предыдущий расчетный период. В персональном кабинете потребителя это "Расчетное показание по среднесуточному потреблению". При оплате электроэнергии потребитель должен ориентироваться на показания своего прибора учета, учитывая необходимость предоплаты.

"При установке нового счетчика сотрудники Бюро принудительного исполнения (БПИ) поставили перед фактом образования у нас долга в несколько миллионов сумов. Пришлось ехать с квитанциями в  БПИ и разбираться. В итоге долг все-таки остался, но он на порядок ниже озвученного первоначально. По факту он признан, так как возник по моей вине - вовремя недоплатил за три сотни кВт/ч. Почему возникает подобный беспорядок: договор заключаем с поставщиком электроэнергии, а разбираться приходится с БПИ?"

Бекмурад Рахимов, Яшнабадский район.

- Согласно Указу Президента "О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства" от 29 мая 2017 года создано Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан. Его основными задачами определено:

 проводить осмотр систем и приборов учета потребления энергоресурсов;

 осуществлять проверки фактов незаконного подключения к электрическим, газотран­спортным, газораспределительным сетям, умышленной порчи приборов учета, а также вмешательства в приборы учета извне с целью изменения их показателей;

 направлять физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о погашении задолженности за энергоресурсы;

 отключать потребителей от электрических и газовых сетей в случаях несвоевременного осуществления расчетов за энергоресурсы, неисполнения предписаний Бюро, а также при выявлении фактов хищений, незаконных подключений к электрическим, газотранспортным и газораспределительным сетям;

 подключать потребителей, ранее отключенных от электрических и газовых сетей, при осуществлении полного расчета и устранении нарушений правил пользования энергоресурсами.

Согласно постановлению Кабинета Министров "О дополнительных мерах по совершенствованию порядка пользования электрической энергией и природным газом" от 12 января 2018 года установлено следующее:

- пункт 106 - фактический объем потребления электрической энергии бытовым потребителем за расчетный период определяется по показаниям прибора учета потребителей;

- пункт 107 - снятие показаний с приборов учета и выписка платежного документа производятся уполномоченным лицом Бюро или самим потребителем.

Выписанный уполномоченным лицом Бюро платежный документ (извещение) вручается под роспись бытовому потребителю, а в случае его отсутствия - любому совершеннолетнему лицу, проживающему с ним в одной квартире (частном доме), либо направляется заказным письмом с уведомлением.

В случаях несвоевременного осуществления расчетов за энергоресурсы, неисполнения предписаний Бюро отключает потребителей от электрических и газовых сетей.

"Не возникнут ли проблемы с накруткой долгов при установке нового прибора? Фотографии старого счетчика в день, когда его меняли, нет: ведь дома в это время никого не было. Как доказать, что показания на момент снятия были те, которые мне распечатали на бумаге?"

Людмила Рудановская, Мирабадский район.

- Во избежание возникновения проблем с образованием нереального долга рекомендуем по возможности снять фотографию показаний старого счетчика и наличия пломбы. После замены прибора учета на АСКУЭ демонтированные аппараты монтажные бригады оставляют потребителю или сдают в электроснабжающие предприятия (ЭСП). При возникновении вопросов в первую очередь необходимо обратиться в обслуживающее ЭСП для решения этих проблем.

"Что будет, если счетчик, стоящий в подъезде, вскроют и нарушат пломбу без ведома хозяев? Что делать и куда обраща­ться?"

Юлия Ширинова, Алмазарский район.

- Согласно постановлению Кабинета Министров "О дополнительных мерах по совершенствованию порядка пользования электрической энергией и природным газом" от 12 января 2018 года установлено следующее:

- пункт 119 - при временном нарушении учета электрической энергии не по вине потребителя расчет за поставленную электрическую энергию производится по среднесуточному расходу предыдущего расчетного периода до нарушения учета или последующего периода после восстановления учета по решению предприятия территориальных электрических сетей с уведомлением Бюро.

Период расчета по среднесуточному расходу электрической энергии не должен превышать одного месяца, в течение которого расчетный учет должен быть восстановлен.

Если прибор учета невозможно восстановить в указанный срок по объективным причинам (отсутствие измерительных трансформаторов, приборов учета, непроходимость дорог и т.п.), порядок расчета за поставленную потребителю электрическую энергию и срок восстановления учета должны быть установлены по взаимному соглашению между потребителем и предприятием территориальных электрических сетей;

- пункт 120 - при обнаружении у бытового потребителя изменения схемы подключения прибора учета, его повреждения (по вине потребителя) или отсутствия, срыва пломб, подключения электроприемников, помимо приборов учета, и других нарушений с целью уменьшения показателей фактического потребления электрической энергии уполномоченное лицо Бюро составляет акт о допущенных нарушениях установленного образца.

На основании акта производится расчет стоимости объема неучтенной электрической энергии за период:

 в случае изменения схемы подключения прибора учета, измерительных трансформаторов, подключения электроприемников, помимо приборов учета, скрытым путем (монтаж потайных электропроводок, переключателей и т.п.), не определяемых визуально, - со дня последней замены приборов учета или проверки схемы их подключения, но не более чем за срок исковой давности;

 в случае повреждения или отсутствия прибора учета (по вине потребителя), срыва пломб и других нарушений с целью уменьшения показателей фактического потребления электрической энергии (в том числе подключения электроприемников, помимо прибора учета), определяемых визуально при проведении обходов - со дня последнего обхода, но не более чем за срок исковой давности.

При обнаружении вскрытия и срыва пломб в приборе учета необходимо обратиться в Бюро или обслуживающее ЭСП.

"Наш дом постройки 1963-го. Место для установки электросчетчика изначально располагалось в квартире. Нужно ли переносить его в подъезд, где даже нет специального щита?"

Закия Зуфарова, Чиланзарский район.

- Приборы учета энергоресурсов в рамках внедрения АСКУЭ устанавливаются:

 юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также в домах индивидуального строительства для реализации взаимных расчетов в границах принадлежности сетей;

 в многоквартирных домах и отдельных домах, построенных по типовым проектам, в специальных местах, определенных их проектами электро- и газоснабжения.

Если место для установки электросчетчика изначально расположено в квартире, то новый прибор учета электроэнергии не будет перенесен в приквартирный щит.

"Раньше при оплате вперед, например за тысячу кВт/ч, дальнейший расчет велся исходя из цены на момент покупки электроэнергии, ведь по факту мы ее приобретаем у поставщика с предоплатой. Как это будет происходить при внедрении системы АСКУЭ? Станет ли производиться перерасчет по ценам, если они поменяются, и каким образом?"

Абдуалим Пулатов, Яшнабадский район.

- В соответствии с пунктом 116 Правил пользования электрической энергии бытовой потребитель при желании может произвести предоплату за пользование электроэнергией на срок не более двух месяцев без перерасчета суммы при изменении тарифа. При внедрении АСКУЭ пункт 116 остается в силе.

"Несколько лет в квартире стоит электросчетчик, уже подключенный специалистами энергосбыта к общей системе, поскольку при возникновении задолженности за электричество свет в квартире отключается дистанционным регулятором. Необходима ли установка нового электросчетчика или можно оставить старый?"

Наргиз Наврузова, Чиланзарский район.

"В прошлом году приобрели квартиру в новостройках Сергелийского района, где уже стояли электросчетчики. Нуждаются ли они в замене, ведь с момента покупки прошло меньше года, а прибор практически новый?"

Тимур Мансуров, Сергелийский район.

- Если прибор учета электрической энергии соответствует Основным техническим требованиям к приборам учета для АСКУЭ, утвержденным Агентством "Узстандарт" 29 декабря 2018-го, он меняться не будет. В ином случае прибор учета подлежит замене.

"При обмене прибора учета куда девать старый? Ведь за него когда-то также платили какую-то сумму денег. Не предусматривается ли целенаправленная скупка таких приборов?"

Наталья Хасанова, Учтепинский район.

- Нет, не предусматривается. Вместе с тем хотим отметить, что новые приборы учета устанавливаются бесплатно.

"Поменяли счетчик на новый, и он стал давать показания потребления намного больше, чем старый. Читали объяснения представителей Минэнерго о том, что старые счетчики не давали точные показания, но этот ответ нас не удовлетворил. Много лет все было нормально, и вдруг оказалось, что новый прибор точнее, причем почему-то именно в большую сторону. Хотелось бы услышать мнение специалиста, почему вдруг возникла такая проблема?"

Виктория Заритовская, Мирабадский район.

- Говоря о недовольствах касательно утверждений о том, что новые счетчики завышают потребление электроэнергии в несколько раз, подчеркиваем следующее.

У старых приборов учета, особенно механических, индукционных, изначально порог чувствительности более высокий, чем у современных. А учитывая, что они проработали 30 и более лет, они сильно недоучитывают потребление электричества. Новый аппарат фиксирует весь объем электроэнергии, который через него проходит. Приборы учета прошлого поколения этого не фиксировали.

При создании счетчиков применена интеллектуальная система распознавания несанкционированного потребления электроэнергии. Если у потребителей раньше были неучтенные подключения, прибор учета станет это фиксировать. Было два пути. Запрограммировать счетчик отключаться при обнаружении несанкционированных подключений или фиксировать эту проблему и продолжать работать. Мы выбрали второй вариант.

"Прибор учета потребления электроэнергии находится в подъезде, а значит, его могут прийти и поменять в любой момент. В то же время Министерство энергетики в своем Telegram-канале просит на момент обмена прибора присутствия кого-либо из старших членов семьи. Взрослые ежедневно на работе, дома только по вечерам и выходным. Будет ли работать какая-то система оповещения, вот, мол, завтра к вам придут менять электросчетчик, оставайтесь, пожалуйста, дома? Ведь не могут люди сидеть и ждать мастера неде­лями."

Владимир Семенов, Чиланзарский район.

- Поставщик не менее чем за десять дней до начала работ по установке приборов учета энергоресурсов в рамках внедрения АСКУЭ оповещает об этом бытовых потребителей через органы самоуправления граждан на ме­стах.

В Ташкенте налажена практика оповещения потребителей до начала работ по установке приборов учета энергоресурсов в рамках внедрения АСКУЭ путем отправки СМС-сообщения каждому индивидуально.

"Прочитали, что в текущем году вся столица будет соединена в единую систему АСКУЭ. Проживаем на самой границе Ташкента, а потому внимаем всем новостям по этой теме, ведь вскоре нас также будут подключать к такой системе. Хотелось бы знать: когда это будет распространено и на Ташобласть и как к этому подготовиться?"

Нурпулат Акрамхужаев, Зангиатинский район Ташкентской области.

- Согласно Указу Президента N№ УП-5761 "О мерах по дальнейшему совершенствованию взаиморасчетов и повышению финансовой устойчивости топливно-энергетической отрасли" от 9 июля 2019 года к концу 2020-го в республике должно быть обеспечено стопроцентное подключение потребителей электрической энергии к АСКУЭ. Работы по ее внедрению выполняются согласно утвержденному графику.

Подготовил  Александр Зотов.
"Правда Востока".

Опубликовано в газете «Правда Востока» №189 от 18.09.19.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech