16 Сентябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +24,6 °C

Культура
18 Июл  2019 669

Джахонгир Ахмедов: Ода стойкости - в объективе

Искусство, в особенности кинематограф, - мост между прошлым и будущим, зеркало эпохи, отражающее самые значимые вехи ее развития. Доказать эту непреложную истину решили молодой, но уже громко заявивший о себе режиссер  и сценарист Джахонгир Ахмедов, автор вызвавшего большой резонанс фильма "Исламходжа",  и продюсер Зафар Юлдашев - впервые картина художественно-публицистического жанра была показана в наших кинотеатрах. Премьера состоялась в прошлом году в преддверии 27-й годовщины независимости Узбекистана, ее высоко оценили критики и международные эксперты. Джахонгир не останавливается на достигнутом. Совсем скоро публика увидит еще одну его работу, отсылающую зрителя опять же к истории, где есть место непреходящим ценностям и чувствам. Наша беседа не только о лентах, но и в целом о будущем отечественного кинематографа и кардинальных переменах в сфере.

- Почему решили обратиться именно к этой фигуре на большом экране? - задумывается над моим вопросом Джахонгир Ахмедов. - Исламходжа был истинным реформатором. Являясь правой рукой Мухаммада Рахим-хана II, именуемого в народе Ферузом, сделал немало добра для народа, смело выступал с идеями, служащими интересам простых жителей Хорезма. Вот главная причина, почему захотели раскрыть зрителям его личность. Уверен, что о нем не знали 80, а то и 90 процентов молодых узбекистанцев, тем более что многие факты из его судьбы длительное время оставались засекреченными. Наша съемочная группа долго изучала его биографию, прежде чем воссоздать правдоподобный образ на экране. Воплотить его мастерски удалось актеру Улугбеку Кадырову. 

- Исторический жанр считается одним из самых дорогих не только в Узбекистане, но и во всем мире, - продолжает Джахонгир. - Это публицистический фильм, где документальные факты занимают порядка 70 процентов времени, за счет чего достигается максимальный эффект приближенности картины к реальности. Вместе с тем большие расходы идут на костюмы, реквизит, декорации.

Кардр из фильма "Исламходжа".

- Кроме подобных трат, есть еще один момент, - подключается к беседе генеральный продюсер картины Зафар Юлдашев. - Когда речь идет об обычном фильме, то за день снимают примерно около пяти эпизодов, а в историческом - один-два, в итоге съемки могут растянуться почти на год, если не больше. Каждая деталь играет огромную роль - все должно выглядеть как в реальности. Насколько востребован этот жанр? Думаю, зритель давно ждет такое кино, ведь у нас его много лет почти не снимали. Но возвращаться надо постепенно. Тогда год за годом будет создаваться своя школа мастеров, которые смогут выпускать картины высокого уровня, конкурентоспособные на международном рынке.

К фильму приступали, по словам Джахонгира, с большой осторожностью и ответственностью. Какова же была радость, когда во время показа в Вашингтоне эксперты особенно отметили: картина снята профессионально, что вызывает доверие не только к режиссеру, но и всей съемочной группе. Это начало большого пути.

Кто бы мог подумать, что истоки его - в довольно значительном опыте работы Ахмедова на частных студиях, где снимал в основном комедии, ленты для молодежи. На счету - около 15 подобных картин. Одними из самых известных являются "Мажнун", "Омад" и другие.

- Раньше были режиссеры, которые трудились только по госзаказу, их было всего несколько человек, что создавало своего рода монополию, - говорит Джахонгир. - Но многое изменилось после встречи нашего Президента с творческой интеллигенцией 3 августа 2017 года. Тогда прозвучала мысль о том, что надо предоставлять госзаказы и частным студиям. Сейчас в год по плану Национального агентства "Узбеккино" создается 20 полнометражных фильмов, половину которых снимают такие студии - и довольно удачно, оправдывая оказанное им доверие. Они привлекают зрителя.

Здесь, по словам Ахмедова, есть своя изюминка. Раньше при выпуске ленты в частных студиях зачастую учитывалась только коммерческая сторона. Теперь удалось соединить этот аспект с профессионализмом, поднять качество на новый уровень. И это, несомненно, идет на пользу кинемато­графии. Но для того чтобы достичь еще более высокого уровня, нужно время. Слишком долго создавались картины ради материальной отдачи, при этом, как справедливо отмечали зарубежные критики, практически отсутствовал собственный стиль. Самая большая ошибка режиссеров была в том, что они хотели подражать кому-то, в то время как фильм должен быть ближе к народу, реальности.

Радует, что поменялись и темы госзаказов, большое внимание уделяется истории. Президент на совещании по развитию национального киноискусства отмечал, что деятели сферы, эффективно используя предоставленные возможности, должны направить все свои силы и творческую энергию на выполнение важнейшей задачи - соз­дание лент о прошлом края, подвигах великих предков, чтобы воспитать подрастающее поколение в духе уважения к истории, идеям независимости.

- К частным киностудиям долгое время было очень негативное отношение, их часто критиковали за непрофессионализм, однако именно в этом секторе многие нарабатывали опыт, - говорит Ахмедов. - Туда шли выпускники профильных вузов, так как государственные студии не могли обеспечить их работой. Для них это была школа мастерства, и они оставались в профессии. Думаю, без таких ребят сегодня сложно было бы воплощать в жизнь те задачи, которые определил глава государства в постановлении "О дополнительных мерах по развитию национальной киноиндустрии" от 24 июля 2018 года.

- Мой сокурсник Умид Хамдамов, к примеру, снял по госзаказу фильм "Горячий хлеб". Он авторский, философ­ский и в то же время близок и понятен зрителю. В нем есть жизнь и местная проблематика, - говорит Джахонгир Ахмедов. - Но нам всем еще надо очень много работать, чтобы появился свой стиль, чтобы раскрыть душу народа.

Возможно, что все это удастся воплотить молодому режиссеру в новой картине "Илхак", название которой значит "жить с надеждой, верой". Фильм снимается по госзаказу на студии "Эзгу-фильм" по сценарию Ахмедова и мотивам повести Алиназара Эгамназарова "Мать пятерых сыновей".

В основе ленты - реальная история. До войны в поселке Ханабад Зангиатинского района Ташкентской области жила семья Холмата и Зульфии Закировых. После смерти мужа она одна воспитала пятерых сыновей и дочь. Во Второй мировой войне потеряла всех своих мальчишек… "Безусловно, не каждый способен устоять под таким жестоким ударом судьбы. Ведь для матери нет страшнее раны и сильнее боли, чем гибель детей. Однако Зульфия Закирова смогла выдержать это немыслимое испытание. Какой непоколебимой железной волей должен обладать человек, который пять раз подвергался таким мучительным страданиям, и каждый раз, находя в себе силы, твердо вставал на ноги, чтобы жить дальше", - справедливо отметил глава государства на праздничном мероприятии к Дню Памяти и Почестей в этом году.

Архивные фотографии Зульфии Закировой и пятерых сыновей.

Овдовели четыре ее невестки, осиротели пятеро внуков. Но, несмотря на это, все они продолжали жить с надеждой, верить, что когда-нибудь откроется дверь родного дома и на пороге появится хотя бы один из пятерых сыновей (четверо из них пропали без вести и их могилы так и не были найдены).

Картину "Илхак" планируется выпустить в преддверии 75-й годовщины Великой Победы над фашизмом, а в одном из живописных мест Ташкента будет построен парк Победы, где установят в честь Зульфии Закировой, ее сыновей-героев и невесток памятник "Ода стойкости". В честь этой удивительной женщины уже названа школа в ее родном Ханабаде.

Прежде чем приступить к съемкам, Джахонгир решил пообщаться с ее правнуками. Один из них живет в Польше, другой - в России.

В картине, как и в "Исламходже", будут задействованы профессиональные и начинающие актеры. Для послед­них это шанс раскрыться, проявить свои способности в полной мере.

Фильм будет сниматься в Ташкенте, столичной области, Польше и России.

- Создание картины по госзаказу на такую серьезную тему - большая ответственность и стимул, чтобы она получилась качественной, - отмечает Джахонгир Ахмедов. - Это наши первые шаги в жанре исторического кино, для развития которого сегодня создаются все условия.

Оксана Кадышева.
"Правда Востока".

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 143 (291065) от 18 июля 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech