07 Декабрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +5,4 °C

Культура
26 Июн  2019 1979

Что будет завтра с сокровищницей нации?

"Все мечтают о мире, о крепком мире, но он не придет через международную полицию, не утвердится запретами и угрозами, мир может заложиться в сердце человеческом, но оно может преисполниться доверием лишь через культуру - наш постоянный призыв". Слова известного художника, гуманиста и общественного деятеля Николая Рериха стали лейтмотивом экспозиции "Уникальные шедевры архитектуры Узбекистана с разделом "Пакт Рериха. Мир через культуру" в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана. Это один из путей привлечения внимания к волнующей специалистов и ценителей искусства проблеме сохранения архитектурного наследия страны.

…Полуразрушенные памятники, предметы старины, лежащие в руинах, объятые огнем творения зодчества… Кто не видел последствия вооруженных конфликтов, которые в наше время вспыхивают в разных уголках планеты и способны полностью уничтожить сокровищницу мировой культуры? Но, увы, угрожают архитектурному наследию человечества не только подобные столкновения. Не менее разрушительны халатность, небрежное отношение, незнание основ реставрационного дела, убеждена председатель Ташкентского общества Рерихов Наджия Монасыпова, являющаяся одним из инициаторов и организаторов экспозиции. Наша беседа - в стенах Академии художеств, где вместе пытаемся осмыслить мировой опыт прошлых лет по сохранению объектов культурного наследия и перспективы решения этого вопроса в нашей стране сегодня.

- В 1929 году в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Париж­ского университета Георгием Шклявером  Николай Рерих подготовил и опубликовал на нескольких языках проект Пакта о защите культурных ценностей, - говорит Наджия Рауфовна. - Он получил всемирное признание. "Пакт Рериха", или "Договор об охране культурных и научных учреждений и исторических памятников" подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне.

По окончании Второй мировой войны при создании ЮНЕСКО учтены сформулированные в нем идеи значимости культуры для сохранения мира. На его основе разработан проект Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятой ООН 14 мая 1954 года в Гааге. В развитие идей пакта приняты и другие международные документы.

В 1996 году Узбекистан присоединился к Гаагской конвенции, а также к Конвенции "Об охране всемирного культурного и природного наследия" от 1972 года.

Сегодня, по словам Н. Монасыповой, действует немало международных соглашений, защищающих культурные ценности, но разрушения продолжаются. Памятники гибнут в горячих точках, разрушаются в мирное время вследствие небрежности, некачественной реставрации. Вот почему главная цель реализуемого Ташкентским обществом Рерихов проекта "Культура - врата в будущее" - распространение среди молодежи знаний о наследии Узбекистана и истории формирования международной правовой сис­темы защиты подобных ценностей. Выставки и демонстрация документальных фильмов, лекции служат своего рода площадкой для взаимодействия разных поколений ученых и представителей сферы, широкой публики.

- Старшее поколение, наставники могут возвысить в глазах молодежи привлекательность знания и мастерства, подчеркнуть важность исследовательской работы в области национального наследия, - убеждена Наджия Рауфовна, - а научно-творческое сотрудничество с вузами создаст условия для привлечения их сотрудников и волонтеров для изучения, популяризации и защиты сокровищницы нации.

Нынешняя экспозиция, посвященная малоизвестным памятникам архитектуры, позволяет зрителю совершить уникальное путешествие по отдаленным уголкам республики и ближе ознакомиться с архитектурой и историей родного края.

- Ввиду удаленности от больших городов, основных туристских маршрутов информация об этих объектах мало доступна широкой общественности, - продолжает Н. Монасыпова. - Это мавзолеи Араб-Ата  (Самаркандская область), Ак-Астана-баба (Сурхандарьинская область), мавзолей Мир Саида Бахрома, мечеть Деггарон (Навоийская область). Наряду с более известным мавзолеем Исмаила Самани вышеуказанные памятники - одни из самых ранних среди сохранившихся на территории Узбекистана. Особенностью их является использование жженого кирпича, что знаменовало новую эпоху в развитии зодчества в Средней Азии в IX-XII веках. Кирпичная кладка завораживает и в минаретах Калян, Джаркурганском и Вабкентском. Экспозиция дополнена фотографиями и инсталляциями студентов и магистрантов профессора Ташкентского архитектурно-строительного института, члена Академии художеств Марины Бородиной.

Один из сюжетов освещает ситуацию с беспрецедентным похищением части керамической плиты с портала памятника архитектуры XIII века Хазира Чашма Аюб в Вабкентском районе Бухарской области. В 2012 году произошло событие, которое можно расценить как акт вандализма: оттуда исчезла плита, на которой был вырезан год возведения. В 2016-м она "всплыла" в лондонской галерее "Mayfair", где была выставлена на продажу как залежавшийся артефакт из запасников одного из немецких музеев. Однако ее вскоре опознал профессор Оксфордского университета Джеймс Алан. В результате в 2017 году при содействии Британского музея артефакт безвозмездно возвратили в Узбекистан, но в обновленном до неузнаваемости виде из-за чрезмерной реставрации. Доктор Сент-Джон Симпсон, старший куратор Британского музея охарактеризовал реконструкцию резного декора как "драматическую" и сказал, что шокирован дерзостью похищения и переправки за рубеж столь уникального и крупного артефакта из страны в мирное время. Исказила первоначальный облик и реставрация памятника XI века Ак-Астана-баба.

Нашел в выставке отражение и проект известного мастера керамики Абдулвахида Бухори по восстановлению декора на архитектурных памятниках Бухары, заслуживающий внимания как проявление действенного неравнодушия к вопросам сохранения культурного наследия Узбекистана. Усто занимается возрождением древних и средневековых технологий создания глазурованной местной керамики, в частности, глазури "ишкор", основанной на растительных компонентах. Его также заинтересовал декор, украшающий на протяжении многих веков архитектурные памятники Узбекистана. Два года назад при поддержке сотрудника музея Михо (Япония) Сергея Лаптева им организована экспедиция по сбору необходимых растений для получения нужного цвета плитки. В дальнейшем вместе с энтузиастами из Казахстана наш усто попытался воссоздать керамический декор портала медресе Рахманкула. Цвет плитки после обжига очень близок к оригиналу. Параллельно сделан еще один очень интересный эксперимент с ишкоровой глазурью, результат которого внушает надежды, но требует доработки.

В настоящее время при поддержке Фонда Марджани усто работает над воссозданием "китоба", который исчез после комплексных работ 1969 года, над главным порталом медресе Гавкушон по фотографии известного востоковеда, археолога В. Шишкина 1932 года.

- Широкая популяризация культурного наследия будет способствовать воспитанию у молодежи уважительного отношения к истории, духовным ценностям народа, стремления к охране этой сокровищницы Узбекистана, - говорит Наджия Монасыпова, - росту гражданской ответственности и неравнодушия. Как писал Н. Рерих, "кроме правительственных распоряжений, именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение".

Оксана Кадышева.
"Правда Востока".

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 128 (29091) от 26 июня 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech