16 Октябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +7,9 °C

Культура
30 Июл  2019 711

Брешь в репертуаре

Заканчивается второй месяц лета, а в театрах страны до сих пор показывают последние премьеры. Однако для большинства коллективов сезон уже закрыт. Каким он был?

Фото Юрия Полянского.

Взглянем на ситуацию не просто как зрители, но сквозь призму конкретных задач, поставленных Президентом на встрече с творческой интеллигенцией еще два года назад. По ее следам приняты постановления Кабинета Министров "О Программе мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных театров и развитию их деятельности в 2018-2022 годах" от 5 января 2018-го и о мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности государственных театров и концертно-зрелищных учреждений от 18 апреля 2019-го. С начала прошлого года введен госзаказ на создание высокохудожественных постановок, отражающих созидательную работу в стране, национальные ценности, традиции, обычаи и богатую историю. В центре их должны быть великие предки и герои наших дней, идущие в ногу со временем и служащие примером зрителям, особенно молодым. Речь идет о произведениях, созвучных идее национальной независимости, воспитывающих в духе патриотизма, гуманизма и общечеловеческих ценностей.

Цели поставлены благородные. А удается ли их добиваться? Среди успешных примеров - Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои. Здесь представили больше всего новых постановок и приняли немало зарубежных гостей.

Яркий старт сезону дали сразу два концерта "Open Air" под открытым небом на площади перед ГАБТом. Вскоре стало известно о назначении главой балетной труппы известного мастера сцены Фаруха Рузиматова, родившегося в Ташкенте и трудившегося в разных странах мира. Однако зимой этот пост занял именитый представитель великой династии Андрис Лиепа - народный артист России. Таким образом, Большой стал первым отечественным театром с приглашенным извне художественным руководителем. Плоды сотрудничества - налицо. Под его началом поставлены три оригинальных балета - "Жар-птица", "Шахерезада" и "Баядерка". Первые два появились столетие назад как хиты дягилевских русских сезонов в Париже, третий - творение прославленного Петипа. Они никогда не шли у нас, непохожи на остальные спектакли в афише театра и открыли новую страницу в его истории.

Сочетание классики и современных элементов отличает всю репертуарную политику Большого, ориентированную на пропаганду вечных ценностей - мира, добра, человеколюбия. Запомнились новые версии национальных и мировых произведений - задорная опера "Проделки Майсары" С. Юдакова, лирическая "Иоланта" П. Чайковского, патриотический балет "Хумо" А. Эргашева, новогодняя сказка "Снежная королева".

Отдельно стоит сказать о шансах проявить себя, которые дали молодым режиссерам. Талантливый солист Равшан Чарыев попробовал себя в роли постановщика детского балета "Белоснежка и семь гномов" К. Хачатуряна. Получилось живо и красочно. А Руслан Шерезданов из Государственного театра музыкальной комедии (оперетта), уже работавший над серьезными произведениями там и над сказками - в ГАБТе, дебютировал в роли режиссера оперы. И какой! Ему доверили вернуть на сцену "Риголетто" Дж. Верди в тандеме с молодым дирижером Аъзамхоном Ахмедовым. К результату есть вопросы, но он уже важен как первый шаг.

 - Опера эта о столкновении интересов простого человека, любви с властью. Тема актуальна и в наши дни. Поэтому задумали "Риголетто" так, чтобы она не относилась к определенному времени, - рассказал Р. Шерезданов. - На земле всегда были хозяева жизни и те, кто вынужден им служить.

Если главному театру страны удается мобилизовать людские и финансовые ресурсы на реализацию амбициозных планов, пусть не всегда со стопроцентным успехом, то у коллег картина не столь радужная. Так, сложным был минувший год для Государственного академического русского драматического театра Узбекистана. Коллектив отмечает 85-летие, но в каком состоянии? Уход главного режиссера Бахтияра Хамидова привел к поискам новых постановщиков. Налицо отсутствие единой репертуарной политики. Как соседствуют на одной сцене проходная "комедия" "Как украсть бриллианты" и незамысловатая притча об экологии "Одинокая лодка"? Достойны ли они и некоторые другие произведения места в репертуаре театра со статусом "академический" или просто закрывают бреши в нем? В должной ли мере задействованы способности ведущих и молодых артистов? К этим вопросам "ПВ" еще вернется.

Неровным вышел сезон у Государственного Молодежного театра. Старт обнадеживал - возвращение заслуженного деятеля искусств Наби Абдурахманова с постановкой "Vox in deserto" внушало оптимизм. Работа серьезная, дающая пищу для размышления. Последовавшая пьеса Б. Шоу "Как он лгал ее мужу" - приятная возможность оценить комические таланты актеров, пусть и в весьма легковесном произведении. А вот последняя премьера - "Пока нас смерть не разлучит" - не особо убедительная, лишенная режиссерской трактовки.

Любопытными новинками порадовал "Ильхом". Осенью здесь появился спектакль-аттракцион "Симфония", в доступной форме говорящий о серьезных материях. Эксперимент с формой можно признать удачным. Нестандартной получилась и "Антигона" по трагедии Софокла, которой давно не видно на подмостках наших театров. Очередное молодое пополнение - выпускники школы-студии "Ильхома" продемонстрировали способности в сборной постановке "Кабаре X Studio". А открытая при коллективе Лаборатория "Инклюзивный театр" презентовала удивительный проект "Жизнь как чудо", где на сцене сошлись профессиональные актеры и люди с особенностями развития. Руководил им известный российский режиссер, драматург и педагог Борис Павлович.

Увы, многим сценическим коллективам не хватает ни человеческих или финансовых ресурсов, ни, что важнее, стремления меняться и выходить на иной уровень. Для привлечения массового зрителя впервые организовали неделю открытых дверей с показами для всех желающих. Прошли смотры "Дебют-2018" и "Воспеваем тебя, современник!". Однако постановлениями правительства предусмотрены также выставки, лекции, встречи с деятелями культуры, бенефисы, творческие вечера и другие мероприятия. А их было не так много.

Тем актуальнее усиление контактов с зарубежными коллегами, опыт которых может быть нам полезен. Минувший сезон в этом плане был весьма богат на события.

Осенью Ташкент впечатлила труппа Татарского государственного академического театра имени Г. Камала, приехавшая сюда после перерыва в 33 года! Спектакли шли с полными залами. Гости показали, как сделать национальную классику не просто понятной без перевода, но и актуальной, интересной зрителям сегодня.

Впервые более чем за сорок лет в Узбеки­стан прибыл и всемирно известный Государственный академический центральный театр кукол имени Сергея Образцова. Постановки "Необыкновенный концерт" для взрослых и "Кошкин дом" для детей сорвали аплодисменты в Ташкенте и Самарканде. Первый спектакль - легенда, объехавшая за долгие годы весь мир - пример вневременного таланта его авторов и артистов.

Никогда прежде у нас не гостила балетная труппа Национального театра оперы, танца и драмы Китая. Два вечера она давала отрывки из балета "Конфуций", показывая не только прекрасную технику и самоотдачу исполнителей, но и самобытный философский подход к произведению. Случилось это благодаря V Международному фестивалю оперного и балетного искусства "Ташкентская весна". В рамках него для соотечественников выступали также ведущие солисты Большого театра России, "Геликон-опера", Азербайджанского государственного театра оперы и балета и "Астана Опера".

А совсем недавно отгремели отдельные гастроли последнего в рамках Года Казахстана в Узбекистане. И это еще не все. Уже в августе столица впервые примет театр "Астана Балет". Мы увидим национальную концертную программу "Наследие Великой степи", образец современной хореографии "A Fuego Lento" и жемчужину классики XX века - "Легенду о любви" в постановке одного из лучших балетмейстеров мира Юрия Григоровича.

Регулярно стали выезжать за рубеж и наши коллективы. Особенно часто - в Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россию. Такой обмен бесценен для артистов, способных вдохновиться достижениями друг друга и перенять секреты мастерства, которые затем помогут в создании еще более качественных произведений на родной сцене.

Рамиль Исламов.
"Правда Востока".

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 151 (29114) от 30 июля 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech