13 Ноябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +0,6 °C

Интервью
21 Апр  2019 5138

Акмаль НУР. Мельница жизни влюбленного дервиша

 Драматический ноктюрн - мировоззрение, с которым, по утверждению критиков, пришел в живопись один из самых известных и востребованных сегодня мастеров кисти Акмаль Нур, народный художник Узбекистана, председатель Академии художеств, академик. Он - самобытный певец этой темы, в основе которой - противостояние небытию, преодоление времени, возможное через циклы вечного возрождения жизни. Наша беседа с Акмалем Вахобджановичем, приподнимающая завесу над таинством, когда мир освещается цветами живописной картины, в святая святых любого творца - мастерской маэстро.

Воспоминания о прошлом и мечты о будущем увидят зрители в открывшейся персональной выставке "Пути и поиски" в столичной арт-галерее "Autograph", приуроченной к шестидесятилетию художника. Здесь представлены полотна-размышления автора, создавшего свой неповторимый и узнаваемый стиль. Экспозиция включает 60 живописных полотен, ранее не экспонировавшихся и позволяющих лучше понять, как художник формировался, работая в свободном поиске формы и цвета, обобщал.

Можно смело утверждать, что Акмаль Нур - очень разный, диапазон его творчества впечатляет. Его произведения глубоко символичны, в них тесно переплетено прошлое и современное, реальное и вымышленное. Это - своеобразный лабиринт впечатлений и мыслей, понять который способен тот, кто умеет читать и видеть искусство…

- Слышала, что в детстве вы мечтали стать учителем истории или литературы, любите писать белые стихи. Возможно, именно поэтому в ваших картинах можно часто встретить образы классической восточной поэ­зии. Чем обусловлен ваш выбор стези художника?

- В школе мне действительно нравились эти предметы, и я часто участвовал на олимпиадах по ним. Считаю, художник должен знать историю. Совсем не обязательно для того, чтобы создавать работы по этой тематике, а для расширения собственного кругозора. Что касается литературы, то с детства любил и до сих пор восхищаюсь, могу по многу раз перечитывать творения Навои и Бабура, Есенина и Пушкина, Эркина Вахидова, Абдуллы Арипова, Шавката Рахмона и Зебо Мусаевой.

Иногда, когда не могу писать красками, пишу картину… словами. Это поз­воляет запечатлеть особенное состояние души. Когда чувствую, что ко мне пришло вдохновение, и я готов перенести его на холст, то перечитываю поэтические строки, и то состояние ко мне возвращается.

Не могу сказать, что это стихи в привычном для всех понимании. Скорее,  внутреннее состояние души, облаченное в слова. Мне очень хотелось бы быть поэтом на холсте.

- Что для вас значит быть художником?

- Большое счастье, ты по-иному воспринимаешь мир. У художника меньше всего злобы. У него нет претензий, он копается внутри себя. В творчестве главное - выражать состояние души.

В последнее время начал писать цветы, в этом какая-то внутренняя потребность. Тянет к чему-то праздничному, светлому. Мне сейчас этого очень не хватает. Люблю белый цвет. Сейчас работаю над новой картиной: пишу мальчика - он, как и все дети, - святой. Стол, на который положил голову - небо, над ним узоры в виде надписей свыше. Так хочу донести мысль, что в нашей жизни все происходит не случайно, все мы ходим под небесами, где предначертана наша судьба. Возможно, и мне когда-то было предопределено стать именно художником. И в этом нет моих религиозных убеждений, скорее, жизненные наблюдения.

- Слышала, что вы побывали во многих странах мира и что псевдоним "Нур" появился после поездки в Индию…

- По роду своей деятельности действительно много путешествовал. Особенно запомнился белоснежный город Рабат в Марокко, где проходила моя персональная выставка. Поразила архитектура, создающая ощущение воздушности и легкости, обычаи и традиции, одежда. А поездка в Индию, где также организовал экспозицию, для меня во многом стала знаковой. Буквально за месяц удалось увидеть, понять многое, и это отразилось на душевном состоянии. Изменилось отношение к живописи: появилась более выраженная фактура, углубление в идею. Более того, один из индийских критиков, ознакомившись с моим творчеством, отметил, что картины излучают особенный свет. Так появился псевдоним "Нур", которым сегодня подписываю все работы.

- На ваших полотнах присутствует образ дервиша, скитающегося по земле, который словно ищет свое место в мире. Есть ли в этом созвучие с вашей жизнью, творчеством?

- Любой художник пишет о себе, передает собственные мысли и чувства, настроение. Что касается дервиша - это человек иного мира, с совершенно иным восприятием действительности, мышлением. Для него то, чем дорожит современное человечество - деньги, материальные богатства, не представляет никакой ценности, он свободен от земных оков, всегда идет путем добра и справедливости, надежд и духовных исканий. В душе хочется быть дервишем, ведь каждый творческий человек ищет самого себя, в том числе и я.

- В ваших работах часто звучит тема любви, а две персональные выставки были полностью посвящены ей - "Я исповедую религию любви" и "Долина любви". Этому чувству также посвящены многие полотна. Существует ли любовь в современном мире и какой она вам представляется в идеале?

- Тема эта - стержень моего творчества. В глубине души я - романтик, люблю все, что связано с этим понятием - будь то взаимоотношения между людьми, музыка, в которой черпаю вдохновение (очень нравятся композиции Батыра Закирова, произведения Поля Мориа), или просто цветущие за окном деревья, легкий весенний ветерок. Убежден, что на отношениях двух сердец строится вся жизнь. Надо жить любя и находиться в этом состоянии. Любовь всегда во мне, потому что это чувство пересекается с мечтами. Когда мечтаешь, то думаешь о хорошем - это уже прекрасно, это уже любовь. Для художника такое состояние необходимо как кислород, духовная пища.

Что мы наблюдаем сегодня? Любовь как понятие, увы, исчезает из нашей жизни, все становится прагматичным. Когда ты искренно любишь, все расчеты уходят в сторону. Это нельзя объяснить словами.

Я пишу такие картины, чтобы чувства у зрителя, даже если он их глубоко закопал в душе, вырвались наружу, наполнили его мир иными красками, сподвигли к переосмыслению своей жизни. Любовь должна присутствовать во всем, в каждой профессии, по отношению к ближнему, друзьям, родителям, краю, в котором родился и вырос.

- Подбираемая вами богатая символика, помноженная на академическую школу реалистической живописи и традиции средневековой миниатюры, соз­дает особую атмосферу на полотнах. Особенно четко это прослеживается в работах "Граница", "Сон, который я не видел", "Мельница жизни"...

- Если говорить о "Границе", где море рук стремится дотянуться до небес: думаю, человек не умирает, а просто переходит в иное состояние. Существуют какие-то границы, которые мы никогда не сможем увидеть, но порой просто ощущаем интуитивно. Есть некое предчувствие. Как справедливо сказал один писатель, судьба посылает нам знаки, но мы не умеем их читать. Знаем ровно столько, сколько в состоянии охватить ум. Но художник обязан видеть больше, иметь развитое воображение. В его творениях должны присутствовать и гипотезы, и недосказанность.

- Как относитесь к современному искусству? Многие критики уверены, что порой за этим понятием кроется бездарность, стремление соответствовать потребительскому вкусу?

- Не его сторонник, но и не противник. Смотря что под этим подразумевается. Ведь все мы - мастера, творящие сегодня, по сути, создаем современное искусство. К сожалению, в сфере порой появляются люди, которые сами в этом ничего не понимают, но стремятся навязать свою точку зрения окружающим.

- Художником становятся или рождаются? Что можете сказать о качестве образования в сфере?

- Уверен, кому-то можно и не учиться вовсе, как бы парадоксально это не звучало. Потому что у них есть божий дар, и я за то, чтобы не испортить таких людей. Увы, ныне в образовании все сводится в одну рамку, из которой потом очень сложно выйти. Вот вы говорите насчет современного искусства. А ведь оно как раз и подразумевает отказ от любых устоявшихся рамок и догм. Сможет ли его создавать новое поколение мастеров? Подготовка специалистов - большая проблема, которая не очень хорошо решается, ее надо менять в корне. Творец - это все-таки личность, неповторимая индивидуальность. И это надо уметь сохранять.

Беседовала

Оксана Кадышева.

"Правда Востока".

Фото Музаффара Абдуллаева.

Блиц-интервью с Акмалем Нуром смотрите на сайте в разделе "Видео"

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 81 (29043) от 21 апреля 2019 года.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech