14 Ноябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +4,9 °C

Культура
29 Авг  2019 598

На одной творческой волне

Год Казахстана в Узбекистане продолжили успешные гастроли одного из самых ярких молодых коллективов этой страны - театра "Астана Балет". Ранее он к нам не приезжал.

Фото пресс-службы театра "Астана Балет".

Первый Президент братской республики Нурсултан Назарбаев предложил открыть его в 2012-м, а уже на следующий год прошла презентация. Изначально это был ансамбль народного танца, в составе - только девушки, но постепенно сформировался полноценный театр, сочетающий два основных направления - национальное и неоклассическое. Изюминка - универсальность артистов, которые могут раскрыть разные грани своего дарования. В этом отличие от другой балетной труппы из столицы Казахстана - "Астана Опера", где упор делают на классику. Ныне здесь трудятся около 200 человек, за их плечами более 20 спектаклей и 50 хорео­графических миниатюр, включая произведения Джорджа Баланчина, Уильяма Форсайта, Мариуса Петипа, созданные специально для коллектива "Вселенная", "Язык любви", "Туманы времени", и другие. С ними "Астана Балет" активно гастролирует по миру - после Ташкента запланированы поездки в Великобританию и США.

- В апреле лидеры двух стран дали старт Году Казахстана в Узбекистане. За это время Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои принял такие масштабные мероприятия, как первые в нашей стране выступления Государственного ансамбля танца "Салтанат" в мае и театра "Астана Опера" в июле, а теперь список пополнил талант­ливый и амбициозный "Астана Балет". Приехали около ста его сотрудников, включая более 70 творче­ских. Это настоящий праздник, который получил положительный отклик от публики. Будем думать с коллегами и о совместных планах, - поделился директор ГАБТа Махмуд Муратов.

- Скажу от имени всего коллектива, что мы очень рады быть здесь с такой ответственной миссией, - отметил директор театра "Астана Балет" Александр Совостьянов. - Две страны не просто соседи, но и добрые друзья. Продолжаем эти традиции, а подобные мероприятия позволяют усилить взаимные контакты, тем более что работаем на одной волне ради общей цели - пропаганды высокой культуры. Благодарны за поддержку администрации ГАБТа, Министерству культуры и спорта Казахстана, Министерству культуры Узбекистана и посольству нашей республики в Ташкенте.

Гости привезли постановки, позволяющие продемонстрировать широту интересов и возможностей труппы. Первый из трех дней показов открыла программа "Наследие Великой степи" - своего рода визитная карточка театра, которую неизменно показывают на гастролях. В ней соединились фрагменты из балетов, миниатюры "Пленительная нежность", "Сувениры", "Праздник души", "Посвящение женщинам", "Скифские фрески" и другие, отражающие многовековую культуру края. Авторы - заслуженные деятели Казахстана Мукарам Авахри и Айгуль Тати - создали калейдоскоп танцев, красок и эмоций, где традиционная хореография органично сочетается с современной под специально обработанную народную музыку. Зрителей впечатлили оригинальный подход к каждому номеру, богатство нарядов и декораций.

- Для нас большая честь представлять свои постановки в вашем изумительном театре. Сцена невероятно удобная по размерам и энергетике. Надеюсь, зрители смогли прочувствовать простор необъятной степи, - сказала главный балетмейстер театра "Астана Балет" Мукарам Авахри. - Когда-то я планировала поступить именно в ташкентское хореографическое училище, но судьба распорядилась иначе. Впоследствии изучала узбекские народные танцы и нередко использую их элементы в композициях.

Достойным продолжением стал одноактный балет "A Fuego Lento" ("Медленный огонь"), соз­данный приглашенным бразильским постановщиком Рикардо Амаранте. Выпускник Англий­ской национальной балетной школы работал в ведущих театрах Европы, а с 2015-го сотрудничает с коллективом из Нур-Султана и презентовал там четыре произведения. Нынешнее - неоклассические танцевальные фантазии в стиле самбы и танго на мелодии Лало Шифрина, Астора Пьяццоллы, Карлоса Гарделя, Саё Косуги. Из декораций - меняющий цвета задний экран, костюмы - самые простые и не отвлекающие внимание. Здесь в центре - артисты, слаженно воплощающие оригинальную хореографию на высоком техническом и, главное, эмоциональном уровне.

При полном аншлаге два вечера давали один из самых прославленных балетов второй половины XX века - "Легенду о любви", созданный интернациональной группой - тремя выдающимися народными артистами и другими мастерами искусств. Его хореограф - Юрий Григорович из России, композитор - азербайджанец Ариф, художник - грузин Симон Вирсаладзе, а в основе либретто турецкого писателя Назима Хикмета - древнее восточное предание о Фархаде и Ширин, хорошо знакомое и узбекистанцам. Постановка 1961 года в Мариинке стала сенсацией и объездила полмира. В Нур-Султане ее помогли осуществить ассистенты Григоровича - заслуженный артист России Руслан Пронин, ранее возглавлявший балетную труппу и совет ветеранов - мастеров сцены Большого театра, и Оксана Цветницкая. Воссозданием декораций и костюмов руководил художник Дмитрий Чербаджи.

Там премьера прошла в июле, после чего коллектив отправился в отпуск. Потому Ташкенту очень повезло - у нас удивительный спектакль демонстрировали в третий и четвертый разы в его биографии. Да и показы состоялись в содружестве двух театров - артистам аккомпанировал симфонический оркестр ГАБТа, которым управлял казахстан­ский дирижер Арман Уразгалиев. Последний раз "Легенда о любви" шла на столичных подмостках в 1993 году, потому музыку учили с нуля - и сумели прекрасно сыграть.

Публику покорила не только мощная мелодическая основа, но прежде всего чрезвычайно изобретательная и трудная хореография Григоровича. Ее достойно воплотили ведущие солисты - Фархад Буриев и Илья Манаенков (Ферхад), Татьяна Тен и Анар Дукиева (Ширин), Айжан Мукатова и Айнур Абильгазина (Мехменэ Бану), Амир Жексенбек и Бауржан Мекембаев (Визирь). Нельзя не оценить их артистизм, стать, выразительную технику, выучку и физическую подготовку. Все это позволяло создавать как тонкие лирические, так и мощные драматические сцены, легко исполнять любые «па» и сложные поддержки.

Кстати, для Ф. Буриева его роль одна из самых любимых, в том числе потому, что его самого назвали в честь героя той самой легенды. Старинное сказание - очередной пример того, что связывает наши народы. Свидетельство этому - обширный круг намеченного в рамках Года Казахстана в Узбекистане.
В планах - 85 мероприятий по республике, в основном - культурно-гуманитарных. Большинство из них еще впереди.

Рамиль Исламов.
"Правда Востока".

Похожие новости

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech