21 Сентябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +34 °C

Поколение Next
10 Авг  2019 382

Лучшая инвестиция - вклад в развитие детей

Долгие годы сфера дошкольного образования оставалась без должного внимания. Накопившиеся проблемы нашли решение с появлением в стране профильного министерства. И уже можно с уверенностью говорить о результатах. Одно из главных достижений - увеличение показателей охвата малышей детсадами, расширение сети государственных и частных дошкольных образовательных организаций (ДОО), повышение статуса и престижа работников системы, начало подготовки кадров по этому направлению в учебных заведениях и многое другое. Пристальное внимание со стороны государства приносит хорошие плоды - совершенствуется подход к организации питания в ДОО, обеспечению необходимыми учебно-методическими пособиями, улучшается материально-техническая база учреждений. На сегодня по сфере около 50 нормативно-правовых документов, а в мае этого года Президентом страны утверждена Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года, а вместе с ней и "дорожная карта", реализация которой уже началась.

2019-й в нашей стране объявлен Годом активных инвестиций и социального развития. Именно от того, какое образование получает подрастающее поколение, зависит процветание и благополучие государства в будущем.

МДО доверено самое главное богатство страны - дети. На момент его образования в 2017-м в республике насчитывалось всего 4940 государственных ДОО, 276 - частных. Процент охвата составлял всего 27 процентов. Тогда была поставлена приоритетная задача - повысить качество дошкольного образования, совершенствовать нормативно-правовую базу. А в скором будущем планируется принятие закона, который станет регулировать сферу. В документе впервые обозначаются гарантии ребенка на получение этого вида образования, внедряется бесплатная годичная предшкольная подготовка, которая к 2021-му станет обязательной.

Для искоренения имеющихся системных пробелов необходим был документ, который бы показывал стратегию на будущее и определял конкретные задачи. Таковым явилась Концепция развития системы дошкольного образования. Согласно документу к 2030-му охват детей должен подняться до 80,5 процента. Это первый нормативно-правовой акт такого рода, установивший точные показатели по количеству ДОО и охвату в разрезе отдельного города и района. Этот шаг обеспечит прозрачность и объективность оценки работы МДО: для того чтобы сделать выводы, достаточно будет сравнить целевые значения с достигнутыми. Показатели также подкрепляются расчетами того, какое количество денежных средств необходимо для их достижения.

В рамках реализации концепции намечено дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, в частности утверждение Государственного стандарта до­школьного образования и нормативов обеспечения воспитанников ДОО материальными ресурсами, продуктами питания, лекарственными средствами. Будут созданы условия для всестороннего развития детей. В этом направлении уже начато внедрение госпрограммы "Первый шаг". Активно ведется разработка учебных материалов и обеспечение преемственности с начальной школой. Продолжится наращивание мощности учреждений: к 2021 году количество мест в них вырастет на 56,8 процента за счет открытия новых ДОО, развития государственно-частного партнерства и альтернативных форм дошкольного образования, актуальных для отдаленных районов республики.

Особое внимание уделяется педагогическим и управленческим кадрам. Работа идет по двум направлениям: увеличение количества наставников и внедрение новых подходов к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, отбору и развитию навыков сотрудников.

Активно расширяется частный сектор. Сегодня по республике насчитывается 783 негосударственных ДОО. Появился такой тип детских садов, как семейный. Они особенно хороши для сельской местности. Успешно внедрено в сферу ГЧП. Согласно постановлению Президента "О мерах по дальнейшему стимулированию и развитию системы дошкольного образования" от 5 апреля 2018-го предусмотрена модель филантропической деятельности в виде шефства. Она предполагает уменьшение налогооблагаемой базы на сумму средств, вложенных в реконструкцию и оснащение ДОО.

Действует 178 специализированных детских садов, ведется активная работа по совершенствованию их деятельности. Начато внедрение инклюзивного образования в детсадах. Первый пример реализации подобной модели - ДОО N№ 369 в Яккасарайском районе столицы, где обучаются как здоровые воспитанники, так и ребята с особыми потребностями. Частным партнером проекта выступило ООО "Grand Pharm Trade". За счет компании были проведены капитальная реконструкция и оснащение учреждения. Кроме того, планируется и дальнейшая безвозмездная поддержка заведения со стороны спонсора. Кроме того, в Нукусе уже функционирует специализированная ДОО "Имкон", при которой есть целый реабилитационный центр. Уникальный детский сад, размещенный в двухэтажном здании, объединил в себе образовательное и медицинское учреждения. Здесь, помимо стандартных комнат для игр, кормления и сна, есть суперсовременные залы ЛФК и физиотерапии, комнаты развития мелкой моторики, социально-бытовой адаптации, сенсорная, музыкальной и арт-терапии, кабинеты массажа, ортопеда, психолога, педиатра, диетолога, логопеда, реабилитолога, психоневролога, методистов и дежурного врача. В скором будущем планируется создание таких садов в Ташкентской и Кашкадарьинской областях, а позже и по всей республике.

Значительную роль МДО уделяет сегодня обучению новой смены для системы дошкольного образования. Для этого в профильных вузах страны увеличено число квот по этому направлению. Также в столице открыт Пучонский университет, специализирующийся в основном на подготовке кадров для ДОО. 476 студентов уже окончили первый курс в этом году. В следующем будет зачислено 590 человек. Также 97 педколледжей полностью переданы в ведение МДО.

Дети всех социальных слоев должны иметь равный доступ к до­школьному образованию - это то, к чему стремится сфера. 70 процентами информации, получаемой в возрасте от трех до семи лет, они станут пользоваться в дальнейшем всю жизнь - своего рода основа, фундамент успешного будущего ребенка. Однако еще совсем недавно детские сады выполняли лишь функцию присмотра и ухода за малышами, сейчас же главная задача - образование. Принцип таков - по окончании ДОО ребенок должен хорошо овладеть четырьмя важными компетенциями - игровой, познавательной, социальной и коммуникативной. То есть он должен быть готов войти в социум и продолжить развивать потенциал, обретенный в стенах детского сада.

Евгения Юн.

"Правда Востока".

 

Похожие новости

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech