21 Октябрь 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +12 °C

Культура
5 Авг  2019 456

Искусство через объектив

В этом месяце исполнилось 140 лет со дня рождения первого узбекского кинооператора и фотографа Худайбергена Деванова.

Он родился в Хиве в семье Нурмухаммеда Девана - знатного чиновника при дворе Мухаммада Рахим-хана II (Феруза). Учился в школе при квартальной мечети, в совершенстве освоил арабскую и персидскую грамоту. Увлекшись искусством орнамента, создавал прекрасные образцы узоров. Писал стихи, умело играл на музыкальных инструментах. После окончания медресе работал в хан­ской канцелярии, а когда отец вышел на пенсию, заменил его на должности диванбеги.

Однажды во время охоты в окрестностях города, вблизи озера Шоркуль, он познакомился с немецким интеллигентом Вильгельмом Пеннером из общины немцев, проживавших в кишлаке Ак-мечеть. У него научился секретам фотографии и с усердием начал заниматься этим искусством. Первые его самостоятельные съемки относятся к 1901 году, когда Худайбергену было 22. На первых фото запечатлены в основном архитектурные памятники Хивы, природа Хорезма, сельскохозяйственные работы дехкан, народные гулянья, родственники и друзья.

Спустя несколько лет Деванов в составе ханского посольства во главе с главным визирем Ислам-ходжой побывал в Санкт-Петербурге, где ближе ознакомился с искусством большого экрана и приобрел камеру марки "Патэ". С 1908 года он начал производить съемки центральных улиц, площадей, базаров, демонстрацию которых устраивал сначала в своем доме, а позже - в местах наибольшего скопления людей. Открыл у себя фотолабораторию, которую в скором времени превратил в кинолабораторию, выполнявшую также функции студии. Таким образом хивинцы привыкли к фото- и киносъемкам. Позировали даже хивинские правители, их родственники, придворные.

Деванов начал операторскую деятельность почти в одно время с российскими энтузиастами этого искусства. Его работы имеют важное значение для освещения истории края.
В целом им подготовлено около тысячи кино- и фотоматериалов о местной жизни, быте и обычаях. Например, в 1913 году им запечатлено на пленке открытие первой больницы в Хиве. В 1914-м во время поездки по городам региона он создал документальный фильм "Архитектурные ценности Средней Азии", в 1916-м - короткометражные ленты "Виды Туркестана", "Хива и хивинцы", киносюжеты "Чигирь" и "Сбор хлопка". В начале 1920-х, будучи фотокорреспондентом ряда газет, заснял такие исторические события из жизни республики, как приезд первого трактора на хорезмские поля, распределение земли среди дехкан, массовые собрания и гулянья народа в Ургенче и Хиве.

С созданием Узбекской киностудии (1925) Худайбергена пригласили в Ташкент и поручили организацию киносъемок важных мероприятий в родном оазисе. По его инициативе в Хиве в том же году открыт первый в Хорезме кинотеатр под названием "Кизил Шарк" ("Красный Восток"), что способствовало массовому ознакомлению жителей региона с искусством большого экрана и расширению их кругозора. Там демонстрировали в основном короткометражные хроникальные фильмы. Спустя некоторое время Деванова назначили специальным корреспондентом московского агентства "Союзкинохроника" в Хорезме. Он постоянно посылал в центр снятые им сюжеты и фото о жизни края, среди которых особенно известны "Шоркуль", "Женщины-работницы" и другие.

Наш герой называл фото- и киноискусство "санои нафиса", что означало "изящное искусство". В 1935 году в статье он указал, что одной из самых важных задач своего времени считает распространение "санои нафиса" в самых отдаленных кишлаках Хорезма, воспитание из детей простых людей мастеров этого направления.

Человек высококультурный и образованный, он также ценил поэзию и разбирался в музыке. Очень хорошо исполнял на дутаре и таре хорезм­ские мелодии, особенно классическую "Феруз". "Когда играл эту песню, у него на глаза наворачивались слезы, настолько она его впечатляла," - вспоминала его супруга Бикаджан амма.

Однако жизнь и деятельность Х. Деванова не ограничивались творчеством. Он являлся государственным и общественным деятелем, за­нимал ответственные должности
в краевом правительстве - служил министром финансов, председателем Комитета народного контроля, начальником монетного двора и бумажной фабрики, главой Хорезмского выставочного комитета в Москве, где организовывал демонстрацию исторических предметов и документов. Также был мастером по починке часов, умелым ювелиром, опытным педагогом. За плодотворный и самоотверженный труд в 1922 году удостоен высшей награды Хорезмской республики - Ордена Труда.

У него было много учеников, среди которых выделяются Палван суратчи, братья Юсуп и Маткарим Хасановы и другие. В свое время он участвовал в создании в регионе школ-интернатов, где наряду с обычными занятиями имелись курсы фото- и киноискусства. Секретами этих направлений делился и в открытых по его инициативе кружках в Хивинском педучилище, детском доме и других образовательных учреждениях. Будучи очень требовательным, не всех принимал в свои подопечные. Например, мой отец Сабир Каримов для того, чтобы войти в число его учеников, три года выполнял разную работу. Это было сделано для испытания его терпения и упорства, ведь, как хорошо известно специалистам фото- и киносферы, названные качества не менее нужны представителям профессии, чем мастерство. Лишь позже его допустили к занятиям.

Наставник старался к любому подопечному найти индивидуальный подход исходя из его способностей. Он составлял для каждого отдельное задание. Отношения с воспитанниками строились на основе глубокого доверия. Х. Деванов охотно принимал их у себя дома, где на виду располагались все вещи, а шкаф с деньгами не запирался. Иногда он сам готовил для учеников плов с кишмишем, очень популярный в Хиве.

После выхода нашего героя на пенсию друзья, родные, соседи по махалле и ученики почтительно называли его "девонбува" с отсылкой к былой должности. В его окружении всегда царила атмосфера человеколюбия, взаимной заботы, чуткости, которая сохраняется среди этих семей и сегодня.

К сожалению, в числе тысяч представителей интеллигенции, оклеветанных недоброжелателями, 17 августа 1937 года Худайберген Деванов был арестован как "враг народа", отправлен в специальную зону заключения и спустя некоторое время расстрелян там же - около возвышенности Мойтепа, у кишлака Уртааул Зангиатинского района Ташкентской области. По окончании эпохи репрессий, спустя более чем 20 лет после исполнения приговора, правда восторжествовала - его реабилитировали посмертно...

Произведения, созданные первым узбекским фотографом и кинооператором, в качестве бесценного исторического наследия навечно останутся в памяти последующих поколений. Его именем названы улица в Хиве и широкоэкранный кинотеатр в Ургенче, а в составе государственного историко-архитектурного музея-заповедника "Ичан-кала" действует экспозиция, посвященная жизни и творчеству поклонника "санои нафиса". О нем в разные периоды опубликовано много статей в газетах и журналах, снят ряд документальных фильмов, организованы передачи по телевидению. В 1980-х известный хорезмский поэт Ошик Эркин (Мадрахимов) выпустил книгу историко-художественного характера под названием "Чакмок" ("Молния"), написанную на основании сведений, полученных от родных Х. Деванова.

На основе его лент создан ряд хроникально-документальных картин.
А недавно со стороны студии "Эзгу фильм" во главе с режиссером Джахангиром Ахмедовым выпущен исторический художественно-публицистический фильм, посвященный Ислам-ходже. Там есть сцены, где наш герой в качестве его соратника и современника снимает события той поры.

Государственные и общественные организации, учреждения культуры постоянно проводят мероприятия, торжественные вечера, посвященные первопроходцу национального кино. Например, в 2009 году в Ташкентском Доме фотографии совместными усилиями с фондом "Шахидлар хотираси", Музеем памяти жертв репрессий, Академией художеств Узбекистана в связи с 130-летием со дня рождения Худайбергена Деванова организован вечер памяти и выставка его снимков. А в 2014-м Национальное агентство "Узбеккино" и Объединение кинодеятелей устроили мероприятие к 135-летию со дня его рождения. Хотелось бы надеяться, что эта добрая традиция будет продолжена. Соотечественник, приложивший много сил для распространения просвещения в крае, достоин того, чтобы его жизнь и деятельность изучались, а общественность, особенно молодежь, имела более полные сведения о том, кто внес огромный вклад в дело становления кинематографии в Узбекистане. Его неутомимый труд - образец творческой работы во имя Родины для всех представителей фото- и киноискусства.

Ибрагим Каримов.

Краевед.

Фото Рашида Галиева.

Опубликовано в газете "Правда Востока" в № 156 от 5 августа 2019 года.

Похожие новости

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech