19 Август 2019

00:00:00 (GMT+5)

Ташкент +31,7 °C

Финансы
1 Июл  2019 985

Вместо режима «доверяй, но проверяй» - «умный» аппарат

При покупке товара, если это происходит не в крупном торговом центре или гипермаркете, мало где выдают чек. Проблема в том, что и потребителя это не сильно интересует. Ведь деньги уплачены, а качество продукции проверено на месте. Это порождает не только проблему с защитой прав при возникновении претензий - страдает и собираемость налогов. Призывы быть ответственными гражданами не слышат ни продавцы, ни их клиенты. Благо, есть технологии, позволяющие решить задачу с минимальным влиянием человеческого фактора.

1 июля завершится экспериментальный проект по использованию онлайн-контрольно-кассовых машин. Инициатива реализуется согласно постановлению Кабинета Министров "О мерах по реализации пилотного проекта по применению онлайн-контрольно-кассовых машин в городе Ташкенте" от 21 февраля 2019 года.

О результатах рассказывает директор ГУП "Научно-информационный центр "Янги технологиялар" при Государственном налоговом комитете Хаёт НАСРУЛЛОЕВ:

- По состоянию на 22 июня свыше 175 торговых точек разного вида деятельности на добровольной основе установили онлайн-ККМ с фискальными модулями. Общая сумма фискальных данных, переданных в ГНК с более чем 80 тысяч фискальных чеков, составила свыше 37 миллиардов сумов.

- В чем главное отличие между простым и онлайн-ККМ?

- Чеки, пробитые в традиционной машине, невозможно проверить на подлинность, так как они работают в офлайн-режиме. Тогда как в чеках онлайн-ККМ с фискальным модулем имеется QR-код и фискальный признак, по которым можно проверить подлинность чека. Под этим подразумевается получение со стороны органов государственной налоговой службы данных чека - наименовании и суммы товара или услуги, информации об объеме средств от НДС и его ставке, акцизе. Это создаст почву для доверительных отношений между контролирующими органами и предпринимателями - отпадет необходимость в проверках, увеличатся поступления в бюджет за счет выхода бизнеса из тени.

Покупатели в свою очередь могут проверить подлинность чеков, выданных через онлайн-ККМ, с помощью программ распознавания QR-кодов для мобильных устройств. Их можно загрузить бесплатно с App Store и Google Play. Таким образом, соблюдаются права потребителей - при покупке некачественного или бракованного товара будет возможность его возврата. При этом сохранять бумажную копию чека вовсе не обязательно. Вся информация о покупке станет надежно храниться в базе данных ГНК, а также мобильном телефоне покупателя.

- Часто продавцы, имеющие простой кассовый аппарат, не пробивают чек, почему в случае с онлайн-ККМ они будут неукоснительно выполнять эту задачу?

- Причина проста: когда у органов государственной налоговой службы появиться возможность получать фискальные данные через онлайн-ККМ в режиме реального времени, возникнет много алгоритмов выявить торговые точки, не пробивающие чеки. Разрабатываемая аналитическая система позволит реализовать ряд уже существующих алгоритмов риска и анализа обнаружения недобросовестных предпринимателей.

Вместе с тем, поставлена задача по повышению налоговой культуры населения. Для этого предусмотрены регулярные призовые розыгрыши чеков среди покупателей. Для участия в них необходимо зарегистрировать чек через мобильное приложение "Soliq". Победители станут обладателями ценных призов, о которых объявят до розыгрыша лотереи.

- Застрахованы ли новые аппараты от мошенничества?

- Онлайн-ККМ имеет в обязательном порядке фискальный модуль, который обеспечивает информационную без­опасность данных по отправке на серверы ГНК. Кибербезопасность будет гарантирована за счет алгоритмов национального стандарта криптографической защиты информации, реализованной в апплете фискального модуля. Также сведения в режиме онлайн передаются в центральную базу данных налоговых органов, и потребители в любой момент могут проверить и сообщить при обнаружении случаев мошенничества.

- Встречались ли предприниматели, отказывающиеся от перехода на онлайн-ККМ, и чем объясняли такое решение?

- Да, некоторые предприниматели не изъявили желания участвовать в пилотном проекте. Например, бизнесмены сетовали на то, что согласно постановлению Кабинета Министров от добровольных участников требовалось пробивать чеки как на онлайн-ККМ, так и на действующих с фискальной памятью. Подобное обстоятельство доставляло некоторое неудобство.

Нежелание перехода также связано с тем, что это был пилотный проект. Поначалу субъекты не испытывали доверия к новой системе. Возникало много вопросов и интуитивный отказ от полной инкассации ежедневной торговой вы­ручки.

В период проведения пилотной инициативы поступило очень много предложений. Например, о добавлении функ­ции возврата товара или услуги, создании возможности учета скидок и прочих платежей (по картам лояльности), автоматической генерации налоговых и разных аналитических отчетов в персональном кабинете налогоплательщика исходя из полученных данных из онлайн-ККМ.

Справка: ГУП "Научно-информационный центр "Янги технологиялар" является оператором фискальных данных сис­темы автоматизированного контроля за поступлением выручки в сфере торговли и оказания услуг посредством применения онлайн-ККМ в рамках реализации пилотного проекта.

Беседовал Махмуд Муртазаев.

 

Похожие новости

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech