USD = 8188.33 (+1.38) SUM   EUR = 10057.73 (-139.12) SUM
Ташкент

Зажечь сердца людей

Дата публикации: 09 02 2018

В этом году исполняется 577 лет со дня рождения гениального сына узбекского народа Алишера Навои, чьи высокие мечты, гуманистические идеи и благородные цели признаны достоянием всего человечества, а творчество по сей день служит источником вдохновения. Его художественная, научная и государственно-общественная деятельность во многом способствовала развитию социально-политической и художественно-философской мысли народов Востока, расцвету литературы, культуры, искусства и других областей общественной жизни. Поэтическое дарование Алишера Навои рассматривается в мировом контексте и тесной взаимосвязи с такими гениальными представителями мирового словесного искусства, как Данте и Шекспир, Гёте и Бальзак, Рудаки и Фирдоуси, Пушкин и Толстой.


Как нам известно из биографии великого поэта, написанной историком и биографом Хондамиром, Навои воспитывался при дворце Темуридов вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой (1438-1506) и получил разностороннее образование. Учился в медресе Герата, Мешхеда и Самарканда. Был мухрдором (хранителем печати), амиром и главным визирем Хорасана (1469-1487). Оказывал большую помощь культурной и научной интеллигенции страны. В Герате и других регионах государства непосредственно под его руководством и при финансовой поддержке построены несколько медресе (высшее учебное заведение), 40 рабатов (для остановки путников), 17 мечетей, десять суфийских приютов (ханака), девять бань, девять мостов и многое другое.

Стихи начал сочинять с пяти лет, в пятнадцатилетнем возрасте уже был известен как поэт. Как следует из введения в "Сокровищницу мыслей", ему посчастливилось писать за день пять-шесть бейтов, иногда еще больше. В его творческом наследии несколько диванов (сборников стихов), первый составлен его почитателями (1464-1465), затем появились еще два - "Редкости начала" ("Бадойи аль-бидоя", 1476) и "Диковины конца" ("Наводир ан-нихоя", 1492). В 1498 году создал четыре дивана под общим названием "Сокровищница мыслей" ("Хазойин ал-маъони"), куда вошли сборники "Причуды детства" ("Гаройиб ас-сигар"), "Редкости юности" ("Навадир аш-шабаб"), "Чудеса середины жизни" ("Бадойиъ аль-васат") и "Назидания старости" ("Фавоид аль-кибар"), общий объем которых составляет более 50 000 строк. Автор писал на тюркском языке под псевдонимом Навои ("мелодичный"), на персидском - Фони ("отрешенный или бренный"). Также им составлен толковый словарь коранических терминов на арабском языке.

Мир Алишер Навои оставил огромное художественное и научно-философское наследие. Объем опубликованных произведений - около 1000 печатных листов. Творил в 17 жанрах восточной лирики, является создателем "Пятерицы" ("Хамсы") на узбек­ском языке.

Жанр поэтической газели - самый распространенный на Востоке. Не зря ее называют царицей поэзии. Высоко оценивая наследие Навои, Максуд Шейхзаде - известный узбекский поэт и ученый, назвал Навои "царем страны газелей".

В поэтическом наследии Навои воспевает любовь к жизни, утверждает достоинство человека-творца, дружбу между народами всего мира:

Поймите, люди всей земли:  вражда - плохое дело,

Живите в дружбе меж собой -  нет лучшего удела.

Это пророческое обращение поэта созвучно стремлениям всего человечества.

Так в чем смысл и тайна творений Навои? Это пытаются понять ученые и литературоведы уже не одну сотню лет. "Малик ал-калам" ("царь слова") своего времени Лутфи писал: "Если бы было возможно, поменял бы все свои стихи, состоящие из 10-12 тысяч бейтов (двустиший), на одну газель молодого поэта и считал бы такой обмен великой удачей". В лирике Навои выразил актуальные мирские и духовно-нравственные вопросы. Собрав стихи, написанные на персид­ском языке, составил сборник "Дивани Фони", в котором только газели составляют 3150 единиц. Из касыд (оды), написанных на этом же языке, создал два сборника: "Шесть необходимостей" ("Ситтаи зарурия"), "Четыре времени года" ("Фусули арбаа"). Также создал трактат по теории жанра муамма (шарада) "Муфрадат".

 Благодаря своим произведениям Навои вывел узбекскую литературу на новый, более высокий уровень. Так, его лирика по обширности тематики и разнообразию жанров намного превосходит персоязычную литературу своего времени.

По своему общественному и художественному значению в мировой литературе наиболее значимое место занимает эпический цикл Навои "Хамса", или "Пятерица" (1483-1485), считающийся вершиной классической поэзии Востока. Не зря произведение переписывали много раз (только в Институте востоковедения АН Узбекистана хранятся 166 рукописей).

"Хамса" состоит из пяти поэм: "Смятение праведных" ("Хайрат ал-абрар"), "Фарход и Ширин", "Лейли и Меджнун", "Семь планет" ("Сабъаи сайёр"), "Искандерова стена" ("Садди Искандарий"). И если этот памятник восточной литературы Низами, Дехлеви и Джами писали на языке фарси, Навои - на тюркском. Родоначальник азербайджанской классической поэзии Низами свою "Пятерицу" писал более 30 лет, а Навои - два года. По традиции хамсеписцев Востока в литературном памятнике повторяются одинаковые сюжеты и некоторые персонажи, но Навои к ним относится по-новому:

А подражать другим певцам -  к чему?

Дам волю изложенью своему.

Коня гонять чужим коням  вослед

-Ни наслаждения,  ни почета нет.

 В первой поэме "Хамсы" философско-суфийского характера сразу привлекает название - "Смятение праведных". В 64 главах и 20 статьях поэмы автор излагает общественно-политические, религиозно-суфийские и культурно-этические воззрения. Вторая поэма, в которой отражены идеалы великого поэта о совершенном человеке, повествует о любви Фархода к Ширин. В треть­ей поэме "Лейли и Меджнун", основанной на древней арабской легенде, звучит гимн божественной любви. Четвертая поэма объединяет семь новелл о принце Фаррухе, любви Мехр и Сухайл, об искусном ювелире Зайде, о Саъде, который выдерживает три испытания, приключениях правителя Джуна и Тараза Масуда и других. В заключительной поэме "Искандерова стена" нашли отражение основные вопросы, волновавшие умы и сердца людей того далекого времени, идея о создании справедливого общества. В лице великого полководца древности Навои создает образ идеального правителя и противопоставляет его государственным деятелям своей эпохи. Искандер не ограничивается лишь заботой о процветании своей страны, его занимают судьбы народов мира, которые разорены и изнывают под гнетом поработителей. Навои страстно желает донести до широкого круга читателей идеалы добра и правды, посвящает произведение своему народу:

Мой труд! Начни в родной стране свой путь,

Народу моему желанным будь,

Чтобы могла сердца людей зажечь

Моя правдовзыскующая речь.

В целом "Хамса" стала энциклопедией духовной жизни XV века. В этом гуманистическом произведении поэт показывает силу тюрк­ского слова. С тех пор прошло много времени, но никто из великих тюркских поэтов не осмелился писать "Хамсу", даже великий Физули, считая себя учеником Навои, ограничился написанием лишь одной поэмы - "Лейли и Меджнун".

Говоря о значимости классической литературы Востока, русский навоивед академик Е. Э. Бертельс писал: "Без изучения суфийской литературы нельзя получить ясное представление о культурной жизни средневекового мусульманского Востока. Все это и заставляет нас уделять ей такое значительное внимание, тем более что почти все крупнейшие авторы так или иначе связаны с суфизмом и без знакомства с этой литературой в полной мере поняты быть не могут".

 Одно из уникальных произведений мировой литературы, созданных Навои, в котором изложено суфийское миропонимание, - "Язык птиц" ("Лисон ат-тайр"). Это аллегорическое повест­вование, высказанное "птичьим языком", - о мучительных исканиях человечества и свершениях достигнутого, вечном поиске смысла земной жизни и божественной любви. Если рассматривать произведение с этой точки зрения, находим гораздо больше того, что мы знаем о Навои до сегодняшнего дня. Особенно когда изучаем первую поэму "Смятение праведных" - ключ к великой "Пятерице", без знания которого невозможно судить о судьбах Фархода и Ширин, Лейли и Меджнуна, Искандера. Невозможно понять без знания суфийской символики, миропонимания и поэму "Язык птиц". Правда, там герои - птицы, олицетворяющие человеческие сердца. Каждая птица сама по себе отдельная личность. При этом все хотят показать себя и обеспечить место в птичьем сообществе, найти правильный путь восхождения к истине.

Суфийские мотивы и черты суфийского мировосприятия отразились во многих произведениях Навои, внешне носивших вполне светский характер, и лишь в преклонные годы незадолго до своей смерти великий поэт и мыслитель счел себя достойным в некоторых произведениях последовательно изложить собственные духовно-нравственные взгляды. Это его исторический трактат "История пророков и мудрецов" ("Тарихи анбиё ва хукамо") и "История аджамских царей" ("Тарихи мулуки Ажам").

К сочинениям этой направленности относятся и прозаическое философско-дидактическое произведение "Возлюбленный сердец", и филологическое сочинение - тазкире (антология, содержащая краткие характеристики писателей). Навои написал две антологии. Первая - антология поэтов "Собрание утонченных" издана несколько раз, вторая - антология суфиев "Дуновения любви" не увидела свет даже в отрывках. После издания этой работы мы смогли были ознакомиться с жизнью и деятельностью более 770 суфиев и ученых. В период независимости опубликованы религиозно-суфийские произведения поэта: "Жемчужина в поэзии" ("Назму-л-жавахир"), "Сорок четверостиший" ("Арбаин"), "Свет ислама" ("Сирож ал-муслимин"), "Обращения к Богу" ("Муножаат") и многие другие. Но даже в "Обращении к Богу" Навои выступает гуманистом, безгранично любящим свой народ. И если люди обычно просят Всевышнего простить им их человеческие грехи, то Навои пишет: "…сделай приятным сердцу народа написанное мною".

Филологические сочинения по теории аруза собраны в произведении "Весы размеров" ("Мезону-л-авзон"), о сопоставлении персидского и тюркского языков - в "Споре двух языков" ("Мухокамат аль-лугатайн"). Письма поэта правителям и друзьям - в сборнике "Муншаат". К жанру мемуаристики относятся "Житие Саида Хасана Ардашера" ("Холоти Саййид Хасан Ардашер"), "Житие Пахлавана Мухаммада" ("Холоти Пахлавон Мухаммад") и жизнеописание Абд ар-Рахмана Джами "Пятерица смятенных" ("Хамсат ал-мутахаййирин").

Знакомство с Навои началось в Европе в середине ХVII века. В книге "Восточная библиотека" французского востоковеда д'Ербело (1625-1695) даются первые ознакомительные сведения о гениальном поэте, тем самым автор указал путь к изучению восточной литературы через его творчество. В прошлом году французский ученый Марк Тутон написал доктор­скую диссертацию по теме "Хамсы".

Ученые всего мира продолжают расшифровывать литературное и философское наследие великого поэта, мыслителя, гуманиста. Им предстоит разгадать еще немало тайн, сокрытых в поэтических текстах, нравственно-этических и дидактических наставлениях, которые поэт преподносит в качестве напутствия своим читателям, особенно подрастающему поколению, чтобы они могли лучше осмыслить характер своих поступков, найти правильный путь в жизни. Его произведения продолжают служить развитию узбекской литературы, являются объектом для подражания и во­одушевления. И это неслучайно, ведь все творчество Навои пронизано жизнеутверждающим пафосом, страстной верой в человека. Именно поэтому мечты, идеи и стремления гениального поэта и мыслителя не утратили своей актуальности и в XXI веке: духовность стала неотъемлемой частью культурной жизни многих народов мира. Мы, жители Узбекистана, бесконечно гордимся, что являемся представителями великой и древней культуры, можем черпать в бесценном кладезе творений Навои новое для себя, вдохновенное и прекрасное, способное духовно обогатить людей, зажечь их сердца.

Хамидулла Болтабаев.

Доктор филологических наук, профессор Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека.

Количество просмотров

101