USD = 8069.29 SUM   EUR = 9403.14 SUM
Ташкент

Энтузиасты из долины

Дата публикации: 13 10 2017

Государство заботится о культурном,

научном и техническом развитии общества.

Статья 42 Конституции Республики Узбекистан.

Светлое здание Ферганского областного русского драматического театра хорошо знакомо не только поклонникам сценического искусства. Это место давно стало настоящим очагом культуры в разных ее проявлениях, причем культуры интернациональной.

Имена, прославившие театр

История его началась больше 90 лет назад, когда в городе появился полупрофессиональный коллектив. Шли такие спектакли, как "Без вины виноватые", "Медведь", "Собор Парижской Богоматери". Дело артистов продолжил драматический кружок местного клуба, а уже в 1930-х создан государственный театр, где трудились узбекская и русская труппы. Среди актеров можно выделить Валентину Щукареву - женщину удивительной судьбы. Ткачиха из Иванова, она приехала работать на Ферганском текстильном комбинате, но в итоге посвятила всю жизнь сцене, стала народной артисткой Узбекистана. Этого высокого звания удостоилась и Марина Шляпникова. В военную пору театр приютил коллег из эвакуированных российских театров, в том числе известную актрису Серафиму Бирман, в 1943-м ставшую заслуженной артисткой нашей республики.

Одним из тех, кто помогал соз­давать единственный в долине русский театр, был его именитый художественный руководитель и главный режиссер Гавриил Абдулов - заслуженный артист Узбекистана и заслуженный деятель искусств Каракалпакстана. Он внес вклад и в развитие местного узбекского театра, где поставил ряд спектаклей. Из Ферганы ушел Гавриил Данилович добровольцем на фронт, сюда вернулся после пяти ранений в звании орденоносного капитана. Его супруга Людмила служила здесь же костюмером-гримером, а сын Александр стал известным актером театра и кино. Однако самый первый его выход на сцену в пятилетнем возрасте состоялся именно в Фергане, а до поступления в ГИТИС он трудился тут рабочим сцены.

Г. Абдулов, оставаясь фанатично преданным театру до конца жизни, при входе в него благоговейно снимал шляпу и кланялся стенам. Труппу он собирал по всей стране, находя талантливых актеров, режиссеров, художников, помогавших обеспечить подлинный творческий расцвет и прославить постановки далеко за пределами области. Так были заложены традиции, поддерживаемые и сегодня.

"Пушкин не устарел"

Долгое время коллектив работал под одной крышей с Ферган­ским областным музыкально-драматическим театром. А последние годы - в новом для себя здании.

- Прежде тут располагался Дворец культуры текстильщиков, - вспоминает директор учреждения Октябрь Тухтасынов. - Помещения пришли в плачевное состояние, крыша протекала, не работало отопление. Все изменилось, когда работавший в то время Премьер-министром страны Шавкат Мирзиёев побывал здесь в ходе посещения региона и поручил сделать капитальный ремонт. И уже в 2014-м мы въехали в здание, которое было не узнать, так оно похорошело. Вместе с нами его заселили семь национальных культурных центров, с которыми связывают давние дружеские контакты. Сцена открыта им и всем желающим - репетиции и спектакли перемежаем концертами местных ансамблей, университетскими конкурсами и выступлениями КВН, днями букваря для школьников и медицинскими форумами.

Основу театрального репертуара неизменно составляет русская классика. Среди постановок разных лет - "Бесприданница" и "Позд­няя любовь" А. Островского, "Живой труп" и "Власть тьмы" Л. Толстого, "Дядюшкин сон" Ф. Достоевского и "Недоросль" Д. Фонвизина. Не раз обращались артисты к зарубежным авторам - британцам У. Шекспиру и Б. Шоу, итальянцам Д. Алигьери и К. Гольдони, французу П. Бомарше, немцу Ф. Шиллеру, американцу Т. Уильямсу. С ними соседствовали произведения современников - "Живи и помни" В. Распутина, "С любимыми не расставайтесь" А. Володина, "Сослуживцы" Э. Брагинского, Э. Рязанова, "Дорогая Елена Сергеевна" Л. Разумовской. В памяти публики остались такие национальные спектакли, как "Проделки Майсары", "Железная женщина" и "У звезд свои истории" (по повести "Озорник").

Сейчас в афише можно увидеть полтора десятка названий, включая три на узбекском языке. Среди них выделяется вечер пьес Чехова, где соединились комедия "Предложение" и драма "Лебединая песня". Первая - о столкновении разных характеров в поисках устраивающего всех решения, вторая - попытка осмысления жизни, отданной сцене. Поставил их главный режиссер театра Хабибулло Хакимов, сыгравший также главную роль в драме. Она действительно стала своего рода прощанием артиста, выходящего на пенсию. Это почти моноспектакль, где заняты лишь главный герой и суфлер.

Впечатление производит и спектакль "Черная бурка", родившийся в минувшем сезоне.

- Пьесу известного осетинского драматурга Георгия Хугаева ставят многие театры. Мы смотрели ее в алматинском ТЮЗе на казах­ском языке, но все было и так понятно, - говорит режиссер и актер Анвар Абдуллаев. - Постановка так глубоко тронула, что хотелось перенести ее на нашу сцену. Она - о человечности, но человек в истории только один. Остальные герои - животные, которые оказываются более верными и гуманными, чем люди, не оправдавшие доверие. Спектакль намеренно сделали жестким, чтобы он заставлял зрителей задуматься о себе.

Детской же аудитории предназначены сказки "Зумрад и Киммат", "Муха-Цокотуха" Корнея Чуков­ского, "Капризка" Владимира Воробьева, мюзиклы "Еще одна история про кошкин дом" и "Тысяча и одна ночь" Инома Турсунова на музыку заслуженного деятеля искусств Анвара Эргашева. Традиционными стали специальные новогодние истории. К примеру, в 2016-м это были "Приключения Щелкунчика" и "Приключения дедушки Бобра" на русском и узбекском языках соответственно.

Большинство нынешних спектаклей создали режиссеры Хабибулло Хакимов, Анвар Абдуллаев и Клавдия Новак. Не так давно к ним присоединилась Азима Юлдашева. Она поставила написанные ею же драму о торговле людьми "Хазон булган гул" ("Увядший цветок") и сказку "Кулол бобо саргузаштлари" ("Приключения Кулол бобо"), а также притчу "Кирмизи олма" ("Яблоко красное") Эркина Хушвактова.

В эти дни завершается работа над очередной премьерой - поэтической композицией "Евгений Онегин". Уже прошла его общественная сдача.

- Выбрали этот роман в стихах, чтобы донести до нового поколения: Пушкин не устарел. Это поможет ребятам легче воспринимать учебную программу и приблизить литературные образы из прошлого, - объясняет Октябрь Исмаилович. - "Онегин" по-прежнему читается легко и с интересом благодаря таланту автора. Взгляните, как живо описывал он молодежь - и увидите много параллелей с окружающими нас юношами и девушками. А центральный персонаж обеспечен всем, ни о чем у него не болит душа, никакие чувства не могут пробить его "броню". Разве нет теперь таких прагматичных и черствых людей?

Текст частично сокращен, чтобы сделать главный посыл еще понятнее. Злободневность истории подчеркнет и ряд режиссерских ходов. Однако в целом спектакль будет верен духу оригинала. Традиционное прочтение готовят в театре и для следующей постановки - до конца года обещают выпустить гоголевского "Ревизора". Думает режиссер Абдуллаев и над инсценировкой по узбекской классике, за которую никогда не брался. Его вдохновляют спектакли по Навои в столичном "Ильхоме" и Самаркандском областном музыкально-драматическом театре, для собственного же, по его словам, надо набрать не только материала, но и опыта. Чтобы получилось оригинально, со вкусом и удачным сценическим решением.

Ремесло извне и изнутри

Как происходит выбор драматургической основы? С одной стороны, пьеса должна быть актуальной, интересной зрителям разных возрастов. Хорошо, если она - о современниках, но достойных произведений не так много. Другой фактор - актерский состав. Труппа невелика, всего 22 человека, все - ферганцы. В основном представители среднего и младшего поколений: Хусан Саидов, Лазизхон Акрамов, Ольга Бурмич, Надежда Кудрявцева, Алишер Мадалиев, Наргиза Низамова, Ирина Батова, Константин Кутузов и другие.

К сожалению самих артистов, объективные факторы влияют на постоянное обновление состава. Лишь шестеро имеют высшее профессиональное образование. Из пятерых принятых в свое время выпускников Ферганского колледжа искусств осталась только одна. Остальные - дарования, обученные в самом театре. В связи с этим большие надежды здесь возлагают на региональный филиал Государственного института искусств и культуры Узбекистана, открытый осенью в Коканде. С воодушевлением встречены и предложения по улучшению материального и жилищного обеспечения деятелей искусств, озвученные на августов­ской встрече Президента нашей страны с творческой интеллигенцией.

- Желающих обычно ищем через кастинг, но многие выдерживают лишь год-два. Не все готовы поменять собственные представления о ремесле, в которое стремились за славой, однако оно оказалось куда более трудным, чем виделось извне, и куда менее доходным. Здесь нужно непрерывно работать над собой и нельзя давать слабину, - уверен А. Абдуллаев. - В рыночных условиях всем театрам непросто, но в искусстве и не бывает легко. К счастью, энтузиастов хватает, причем не только среди актеров. С 80-х годов трудится старейший работник - монтировщик Али Турдыев. 21 год служил главным художником Николай Каменский, сейчас его дело продолжают дочь - бутафор Надежда Камалова и яркий мастер кисти Валерий Хайдуков. Пока есть такие люди, любой театр будет жить.

Кстати, сам Анвар - один из первых выпускников студии, работавшей при театре. Пришел сюда 23 года назад, затем на время уходил в бизнес, а в 2010-м вернулся, потому как не мог иначе. Любовь к сцене передалась и его сыну Артуру, сыгравшему первую роль - Феди Лямина в лесковской "Леди Макбет Мценского уезда" - еще в начальной школе. В 16 его срочно ввели в другой спектакль, а теперь он занят уже в шести. "Самое захватывающее - быть кем-то, кем не можешь быть в реальности, испытывать чувства, которые не извест­ны тебе. И это же самое сложное. Справиться - по методу Станиславского - помогают режиссеры и опытные актеры, - говорит 18-летний парень. - Приятно видеть в себе перемены. Вначале иногда приходилось буквально "выдавливать" из себя определенные эмоции, а сейчас они словно сами приходят. И ни с чем не сравнить удовольствие от каждого выхода на сцену, к зрителям".

На спектакль в шестой раз

На вопрос, что для них театр, артисты отвечают: возможность нести людям добро и вечные истины, давать пищу для размышления. По их убеждению, он не может существовать просто для развлечения, его миссия значительнее, и потому он продолжает жить, несмотря на развитие телевидения, кино и интернета. Тем отраднее, что после некоторого спада творческой активности на рубеже тысячелетий сегодня работа в родном коллективе кипит. Может, не так интенсивно, как хотелось бы, но движению вперед способствует сильная поддержка от государства - как руководства страны, так и местных властей.

Главное - есть своя аудитория. Зал никогда не пустует ни на проходящих каждое воскресенье показах для взрослых, ни тем более на частых детских. Молодое поколение составляет около 60 процентов от общего числа зрителей, многие из которых рады смотреть спектакли не один, а пять-шесть раз. На премьеры регулярно приезжают верные поклонники из Андижана, Намангана, Коканда.

Над привлечением новых театр работает особо, в том числе через свой сайт, страницы в социальных сетях, афиши по городу. С этого года вновь открылась студия, но уже - по многочисленным просьбам родителей - для детей 5-14 лет. Около полусотни ребят занимаются в двух группах по программе, приближенной к профессиональной, и готовят первую постановку - "Доктор Айболит".

Артисты дают представления не только на родной сцене. Они - постоянные участники областных торжеств по случаю Дня независимости и Навруза, мероприятий национальных культурных центров на Масленицу, Сабантуй и другие праздники. Гастролируют по всей Ферганской долине, выступали в России, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. Среди последних адресов визитов - Кувасай, Андижан и даже Алмалык. Чтобы порадовать больше зрителей, в день на выездах показывают по три-четыре спектакля - и все с аншлагами.

Заявить о себе помогает и участие в творческих смотрах, подпитывающих труппу свежими идеями. Среди них - международный фестиваль "Theatre.UZ" и республиканский "Дебют". На послед­нем была отмечена дипломом забавная клоунада без слов "Игрушки" - один из долгожителей репертуара, идущий уже шесть лет. Драма "Ойдин" заняла первое место на общенациональном конкурсе "Воспеваем тебя, современник!". Спектакль "Крутые виражи" по пьесе известного французского автора Эрика Ассу отметили на двух международных фестивалях театрального искусства: он победил в номинациях "Лучшая режиссура" и "Лучший дуэт" в Таразе в 2015 году и стал лауреатом челябинского "Человека театра" в 2016-м. И список этот наверняка будет продолжен.

Рамиль Исламов.

Спецкор
"Правды Востока".

Ферганская область.

Количество просмотров

168