USD = 8069.29 SUM   EUR = 9403.14 SUM
Ташкент

08.11.2017

Дата публикации: 08 11 2017

Указ
Президента Республики Узбекистан

О мерах по кардинальному совершенствованию системы управления фармацевтической отраслью

За последнее время принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на улучшение обеспечения населения и учреждений здравоохранения доступными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой.

Вместе с тем проведенное изучение фактического положения дел в фармацевтической отрасли показало отсутствие системного мониторинга и контроля за обеспечением лечебных учреждений и населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, должного учета и анализа состояния медицинской техники в государственных учреждениях здравоохранения.

Не выработана единая стратегия устойчивого развития фармацевтической отрасли и не обеспечивается должная координация деятельности отечественных фармацевтических предприятий, в том числе по выпуску соответствующей продукции с учетом имеющейся потребности в них населения и учреждений здравоохранения.

Широко распространенная практика выпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения с использованием импортного сырья, представляющего собой практически готовую продукцию, и низкий уровень технологических процессов препятствуют организации отечественного производства высококачественной и конкурентоспособной фармацевтической продукции.

В целях улучшения условий для развития фармацевтической деятельности, дальнейшего повышения уровня обеспеченности населения и учреждений здравоохранения доступными качественными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, внедрения единой системы координации их производства, ввоза и реализации:

1. Создать Агентство по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (далее - Агентство).

2. Одобрить предложение Министерства здравоохранения, Министерства экономики, Министерства финансов и Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о передаче Агентству:

Государственного центра экспертизы и стандартизации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Министерства здравоохранения Республики Узбекистан;

Узбекского химико-фармацевтического научно-исследовательского института;

Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток;

Научно-исследовательского института "Восточная медицина".

3. Основными задачами Агентства определить:

разработку и реализацию стратегии устойчивого развития фармацевтической отрасли, в том числе посредством внедрения государственно-частного партнерства, координацию деятельности фармацевтических предприятий и организаций, осуществление программ обеспечения населения и государственных учреждений здравоохранения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;

организацию изучения конъюнктуры фармацевтического рынка, оказание содействия в освоении производства новых видов высококачественных, конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, продвижении их на мировые рынки;

проведение системного анализа состояния обеспеченности населения и государственных учреждений здравоохранения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, в том числе отечественного производства, выработку на его основе предложений по дальнейшему насыщению внутреннего рынка и локализации производства;

содействие в модернизации оборудования и технологическом перевооружении предприятий фармацевтической отрасли, широкое привлечение иностранных инвестиций, в том числе средств зарубежных и международных финансовых институтов;

организацию проведения научно-исследовательских работ для дальнейшего внедрения инновационных технологий в процессы производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

непосредственное участие в разработке предложений по совершенствованию Перечня социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также подготовку и внесение предложений по установлению на них фиксированных цен;

оказание содействия отечественным производителям лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в организации сотрудничества с ведущими иностранными фармацевтическими компаниями;

содействие в разработке критериев для признания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники продукцией отечественного производства;

государственную регистрацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

обеспечение учета и ведения реестра медицинской техники, эксплуатируемой в государственных учреждениях здравоохранения, и анализ их состояния;

организацию централизованной закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и специального медицинского автотранспорта для государственных учреждений здравоохранения;

создание и обеспечение функционирования сети социальных аптек Министерства здравоохранения Республики Узбекистан (далее - социальные аптеки);

координацию внедрения международных стандартов в фармацевтическую отрасль.

4. Установить, что:

Агентство является самостоятельным юридическим лицом, имеет баланс, счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан;

Агентство возглавляется директором, назначаемым и освобождаемым от должности Президентом Республики Узбекистан;

директор Агентства имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности министром здравоохранения по согласованию с Президентом Республики Узбекистан;

директор Агентства по статусу, условиям бытового, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к первому заместителю министра здравоохранения Республики Узбекистан;

деятельность Агентства финансируется за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан и других источников, не запрещенных законодательством.

5. Предоставить Агентству право:

координировать работу государственных органов и иных организаций по вопросам разработки и реализации комплекса мер, предусматривающих развитие фармацевтической отрасли страны;

запрашивать и получать документы, статистические данные, отчеты, аналитические материалы, заключения и иную информацию от государственных органов и иных организаций по вопросам, относящимся к компетенции Агентства;

осуществлять государственную регистрацию и сертификацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, в том числе импортируемых из зарубежных стран в установленном порядке;

привлекать в рамках выполнения возложенных на Агентство задач высококвалифицированных сотрудников государственных органов и организаций, негосударственных организаций, ведущих проектных институтов, научно-образовательных учреждений, а также международных организаций, иностранных компаний и специалистов;

осуществлять прямой обмен информацией с уполномоченными органами зарубежных государств по вопросам развития фармацевтической отрасли;

согласовывать вопросы создания и дальнейшего совершенствования деятельности свободных экономических зон фармацевтической отрасли, а также управления ими;

осуществлять в установленном порядке издательскую деятельность, выпускать и распространять информационные материалы, периодические издания и другую печатную продукцию;

проводить сертификацию фармацевтических предприятий на соответствие правилам GMP;

повышать квалификацию специалистов фармацевтической отрасли.

6. Кабинету Министров Республики Узбекистан в десятидневный срок утвердить:

организационную структуру Агентства, организационно-штатные структуры центрального аппарата Агентства и его территориальных подразделений;

Положение об Агентстве по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан;

Положение о критериях оценки эффективности деятельности Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан.

7. Министерству финансов Республики Узбекистан по обоснованным расчетам выделить в 2017 году и ежегодно предусматривать в расходах Государственного бюджета Республики Узбекистан средства на финансирование деятельности Агентства.

8. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и хокимияту города Ташкента в двухнедельный срок обеспечить Агентство зданием, необходимым для выполнения возложенных на него задач.

9. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в установленном порядке обеспечить Агентство необходимыми средствами связи, включая правительственную.

10. Согласиться с предложением:

а) членов ГАК "Узфармсаноат" о ликвидации концерна с передачей его имущества и других товарно-материальных ценностей Агентству;

б) Министерства здравоохранения Республики Узбекистан о:

переименовании Республиканского внешнеэкономического государственного предприятия "O'zmedeksport" Министерства здравоохранения в государственное унитарное предприятие "O'zmedimpeks" Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (далее - ГУП "O'zmedimpeks");

передаче государственных долей в уставном капитале АО "Узмедлизинг" в оперативное управление ГУП "O'zmedimpeks" с наделением его функциями акционера по государственной доле.

11. Определить, что ГУП "O'zmedimpeks" является:

единым поставщиком социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения по перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, медицинской техники и специального медицинского автотранспорта для государственных учреждений здравоохранения, независимо от источника финансирования, а также агентом по их хранению, обработке и доставке;

рабочим органом тендерных комиссий по закупке лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и специального медицинского автотранспорта в рамках инвестиционных проектов, реализуемых за счет кредитов, грантов международных финансовых институтов, а также других источников, не запрещенных законодательством.

12. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан, ГУП "O'zmedimpeks", Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в срок до 1 января 2018 года утвердить дислокацию социальных аптек на базе государственных учреждений здравоохранения (районных (городских) медицинских объединений, сельских семейных поликлиник, сельских врачебных пунктов), а также пустующих зданий, помещений, находящихся в государственной собственности, с последующим обеспечением в срок до 1 декабря 2018 года их повсеместного функционирования с учетом проведения при необходимости капитально-восстановительных работ.

Министерству финансов Республики Узбекистан направить в 2017-2018 годах необходимые средства из внебюджетного Фонда развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений для оснащения социальных аптек в соответствии с утвержденными нормативами.

13. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

совместно с Министерством здравоохранения и Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции обеспечивать по заявкам ГУП "O'zmedimpeks" предоставление в безвозмездное пользование помещений и другого имущества государственной собственности, в том числе для создания социальных аптек;

выделить за счет бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента средства на капитальный ремонт, а также устройство инженерной инфраструктуры, благоустройство территорий и разработку проектной документации социальных аптек.

14. Министерству экономики и Министерству здравоохранения Республики Узбекистан предусмотреть в Инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2018 год выделение лимитов централизованных капитальных вложений в соответствии с утвержденной и прошедшей экспертизу проектно-сметной документацией для строительства и реконструкции социальных аптек.

15. Упразднить Республиканскую комиссию по контролю за обеспечением лечебных учреждений и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, образованную постановлением Президента Республики Узбекистан от 31 октября 2016 года N№ ПП-2647, возложив ее функции на Министерство здравоохранения Республики Узбекистан.

Установить, что фиксированные цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, устанавливаются Министерством здравоохранения по предложениям ГУП "O'zmedimpeks", согласованным с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям.

16. Освободить ГУП "O'zmedimpeks" сроком до 1 января 2023 года от уплаты всех видов налогов и обязательных платежей в государственные целевые фонды, а также от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) по контрактам на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и специального медицинского автотранспорта по заявкам Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.

17. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в трехмесячный срок:

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и реализовать комплекс мер, предусматривающий совершенствование порядка регистрации, ценообразования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, введение в законодательство четкого определения понятия "in bulk" продукции;

совместно с Государственным комитетом по инвестициям, Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, другими заинтересованными ведомствами утвердить порядок установления фиксированных цен на социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также регулируемых цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения с учетом требований настоящего Указа;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект нормативно-правового акта об утверждении критериев признания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники продукцией отечественного производства с учетом их соответствия международным и национальным стандартам;

со дня утверждения критериев признания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники продукцией отечественного производства провести технологический аудит производств лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники на предмет признания их продукцией отечественного производства;

внести предложения по созданию единого логистического центра по ввозу лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

провести изучение эффективности деятельности групп реализации проектов, созданных в рамках инвестиционных проектов, реализуемых в системе Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.

18. Принять к сведению, что в соответствии с Концепцией административной реформы в Республике Узбекистан, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 2017 года N№ УП-5185, критически пересматриваются деятельность и структура Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.

В ходе данной работы особое внимание обратить на коренное совершенствование системы финансирования органов и учреждений здравоохранения, предусмотрев повышение самостоятельности Министерства здравоохранения Республики Узбекистан при формировании бюджета, распределении и расходовании бюджетных средств.

19. Разрешить ГУП "O'zmedimpeks", в порядке исключения, помещать ввозимые лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинскую технику и специальный медицинский автотранспорт на собственные и арендуемые склады под таможенные режимы "временное хранение" и "таможенный склад" с принятием руководством ГУП "O'zmedimpeks" обязательств по обеспечению надлежащих условий их хранения.

20. Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан в месячный срок передать ГУП "O'zmedimpeks" в безвозмездное пользование здания и сооружения таможенного склада, расположенного по адресу: город Ташкент, Мирзо-Улугбекский район, улица Э. Мараимова, дом 50.

21. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и хокимияту города Ташкента в месячный срок внести предложения по обеспечению ГУП "O'zmedimpeks" зданиями и помещениями, необходимыми для выполнения возложенных задач.

22. Министерству здравоохранения совместно с Министерством юстиции, другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

23. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Юнусходжаева А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.

Президент

Республики Узбекистан
Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

7 ноября 2017 года.

 

 

Комментарий к Указу Президента Республики Узбекистан "О мерах по кардинальному совершенствованию системы управления фармацевтической отраслью"

За последнее время принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на повышение эффективности системы обеспечения населения и учреждений здравоохранения доступными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой.

В то же время проведенное изучение показывает, что в данной сфере сохраняются отдельные системные недостатки, негативно сказывающиеся на развитии отечественной фармацевтической отрасли.

В частности, до настоящего времени не выработана единая стратегия устойчивого развития фармацевтической отрасли и не обеспечена надлежащая координация деятельности отечественных фармацевтических предприятий, в том числе по выпуску соответствующей продукции с учетом имеющейся потребности в них населения и учреждений здравоохранения.

В результате на сегодняшний день отечественные предприятия отрасли не в состоянии удовлетворять потребности в высококачественной и конкурентоспособной фармацевтической продукции.

К примеру, от общего числа предприятий, входящих в состав государственного акционерного концерна "Узфармсаноат", 19 процентов не функционируют, в 30 процентах производство ограничено расфасовкой, упаковкой и этикетированием готовой продукции.

В настоящее время из общего числа наименований сырья, импортируемого для производства лекарств, 23,4 процента является готовой продукцией.

В результате отсутствия необходимой заинтересованности отечественных фармацевтических предприятий в проведении научно-исследовательских работ доля оригинальных лекарственных средств, зарегистрированных предприятиями концерна "Узфарм­саноат", составляет всего 1,3 процента.

В целях устранения имеющихся в отрасли недостатков, а также поднятия на качественно новый уровень системы обеспечения населения и государственных учреждений здравоохранения доступными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой принятым Указом Президента Республики Узбекистан "О мерах по кардинальному совершенствованию системы управления фармацевтической отраслью" предусмотрена реализация комплекса мер, направленных на совершенствование механизмов ценообразования на данную продукцию, упорядочение деятельности предприятий фармацевтической промышленности.

В частности, создано Агентство по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения. При этом ликвидируется концерн "Узфармсаноат".

На Агентство возложены задачи по разработке и реализации стратегии устойчивого развития фармацевтической отрасли, в том числе посредством внедрения государственно-частного партнерства, координации деятельности фармацевтических предприятий и организаций, осуществлению программ обеспечения населения и государственных учреждений здравоохранения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой.

Наряду с этим Агентство будет осуществлять государственную регистрацию и сертификацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, в том числе импортируемых из-за рубежа, проведение сертификации фармацевтических предприятий на соответствие международным правилам надлежащей производственной практики.

В ведение Агентства переданы Государственный центр экспертизы и стандартизации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Министерства здравоохранения, Узбекский химико-фармацевтический научно-исследовательский институт, Ташкентский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток, Научно-исследовательский институт "Восточная медицина".

Государственное предприятие "O'zmed­eksport" Министерства здравоохранения переименовано в государственное унитарное предприятие "O'zmedimpeks", которое также передано в ведение Агентства. При этом единым поставщиком социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения по перечню, устанавливаемому Министерством здравоохранения, определено предприятие "O'zmed­impeks", которое также является агентом по их хранению, обработке и доставке.

Упразднена Республиканская комиссия по контролю за обеспечением лечебных учреждений и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, образованная постановлением Президента Республики Узбекистан от 31 октября 2016 года N№ ПП-2647, с возложением ее функций на Министерство здравоохранения.

Отныне фиксированные цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, будут устанавливаться Министерством здравоохранения.

Особое внимание в Указе уделено вопросу совершенствования порядка регистрации, ценообразования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, введения в законодательство четкого определения понятия "in bulk" продукции, а также порядка установления фиксированных цен на социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Будут также утверждены критерии признания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники продукцией отечественного производства с учетом их соответствия международным и национальным стандартам, а также дислокация социальных аптек на базе государственных учреждений здравоохранения и иных пустующих зданий, помещений, находящихся в государственной собственности.

В целом принятый Указ обеспечит дальнейшее развитие фармацевтической отрасли, в том числе последовательное налаживание производства отечественной лекарственной продукции в соответствии с международными стандартами, увеличение оригинальных фармацевтических разработок, а также полное удовлетворение потребностей населения и учреждений здравоохранения в доступных и качественных лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения.

Прайм-тайм для бизнеса

Найти выгодных партнеров - для предпринимателей задача постоянно актуальная. Бизнесмены, специализирующиеся на торговле уверены, что продать можно все, сложно - произвести, фабриканты убеждены в обратном: изготовить продукт легко, проб­лема его продать. Немало в отечественной промышленности металлургических предприятий, способных выпустить станок любой конфигурации, дайте им только заказ. Каждый субъект в чем-то силен, но со стратегической точки зрения, учитывая потенциал национальной экономики и высоту стоящей перед ней планки, предприятия не достигли предела возможностей.

Многие виды импортозамещающей и экспортоориентированной продукции эффективнее всего освоить путем укрепления промышленной ко­операции, привлечения инвестиций. В этом плане выставка "Made in Uzbekistan" стала хорошей площадкой для расширения круга партнеров. По сути она пересеклась с прайм-таймом предпринимателей - осталось немного до конца года, большая часть ранее заключенных договоров и проектов выполнены, самое время начать формировать портфель заказов на перспективу.

Большой интерес к выставке деловых кругов внутри страны и за ее пределами вполне объясним. За прошедший год в стране произошли большие изменения и людям как минимум интересно прозондировать, какие новые возможности появились. Среди посетителей - гости из Таиланда, Кувейта, Китая, Турции, Франции, Китая, ОАЭ, России, Казахстана, Афганистана, Таджикистана, Кыргызстана и других стран.

 Размах выставки большой, на три павильона и несколько больших открытых площадок, и все - от огромных бульдозеров и грузовиков до филигранных ювелирных сережек и колец, сделано в Узбекистане. Всего на стендах представлены более десяти тысяч видов продукции от около 220 предприятий. Конечно, это прежде всего заслуга предпринимателей, но именно там, где представлен большой ассортимент продукции, легче увидеть закономерность, в данном случае эффект от Программы локализации. К подобному выводу наводят и сами участники.

Выставочная площадь ООО "Chirchiq expo clean" наполнена промышленными стиральными машинами, которые за раз могут отстирать до 50 килограммов белья.

- Меня часто спрашивают: вы производите или собираете эти машины в Узбекистане? Так как они и по виду, и по техническим характеристикам не уступают зарубежным, - рассказывает заместитель директора предприятия Илхомжон Хамиджонов. - Тогда я детально, по каждому комплектующему доказываю, что все они от отечественных поставщиков. Двигатели от ЧП "Energy motors", металлические детали - Узметкомбинат и так далее. Правда, в 2008 году начинали со сборки зарубежных комплектующих, которые составляли 100 процентов. Постепенно расширили круг местных партнеров, начали покупать у них, а с этого года стали участниками Программы локализации. На сегодня локализовано 70 процентов производства. Промышленные стиральные машины востребованы в медицинских, дошкольных и других государственных учреждениях.

Немало среди экспозиции высокотехнологичной продукции, которая представлена солнечными водонагревателями и батареями, телекоммуникационным оборудованием. Примечательная их особенность - молодость, многие созданы в 2009-2014 годах. И тенденция на увеличение количества с каждым годом.

Соответствующие своему статусу площади на выставке занимают НГМК, АГМК, АО "Узбекнефтегаз" и другие промышленные гиганты. Их роль в экономике сложно переоценить, но сейчас появляется все больше возможности увидеть их продукцию на прямую - в виде товара народного потребления. Так, к примеру, предприятия в структуре НГМК увеличивают ассортимент ювелирных изделий, а в Шуртанском газо-химическом комплексе выпускают энергосберегающие люминисцентные лампы, полиэтиленовые и полипропиленовые трубы.

Выставка "Made in Uzbekistan" продолжает свою работу, в ее рамках за­планированы презентации фирм и компаний, представляющих различные отрасли республики. Это представит хорошую возможность предприятиям продемонстрировать большие перспективы в будущем и колоссальную продуктивность в настоящем.

На мероприятии выступил заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан Н. Отажонов.

Мухаммад Каршибаев.

Фото Рашида Галиева.

Что за большими цифрами?

По сведениям предприятия "Бухорогаз", во исполнение постановления главы государства "О мерах по обеспечению комплексной подготовки отраслей экономики и социальной сферы республики к устойчивой работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов" от 22 июня этого года проведены широкомасштабные мероприятия.

В рамках адресной программы вместо 21,3 км реконструировано 1534 км газопроводов в Бухаре, Кагане, Бухарском и Пешкунском районах. Подготовлены 5634 газораспределительных пункта, очищены под давлением 368,6 км газопровода. Особое внимание уделено бесперебойному снабжению сжиженным газом, углем и угольными брикетами образовательных учреждений, жителей отдаленных регионов и населенных пунктов.

Вместе с представителем Каракульского районного хокимията Х. Равшановым отправляемся в сход граждан махалли "Чекирчи". Здесь 19 многоквартирных двухэтажных домов. Об элементарных бытовых условиях жителям приходится лишь мечтать. Нет водопроводной и отопительной систем. Перед домами установлены бетонные колодцы, откуда черпается привозная вода. Отсутствие тепла и воды компенсирует наличие газа. Но с наступлением холодов и резким спадом давления, как отметили жильцы, возникают большие проблемы.

- В нашем доме проживают восемь семей, - говорит Марзия Кучкорова. - Не раз обращались к хокиму района с просьбой отремонтировать крышу. И в нынешнем году хоким во время посещения массива пообещал решить этот вопрос. Но все ограничилось лишь побелкой фасада. До ремонта кровли дело не дошло. Такое же положение с крышами во многих остальных домах. Нет ни одной детской площадки, а единственный туалет - в трехстах метрах…

Равшанов заверил, что все имеющиеся проблемы жильцов будут решены в ближайшее время. В частности, подготовлена проектно-сметная документация на сооружение двух детских площадок, начато строительство тандырханы, нового туалета. За счет льготного кредита областного филиала "Савдогарбанка" в размере 60 миллионов сумов, выделенного товариществу собственников жилья "Каракуль", ведутся работы по ремонту кровли, отопительной системы, тротуаров и фасадной части дома по улице Байналминал. А как провести зиму жителям остальных 28 многоквартирных домов на территории района?

По сведениям "Бухорогаз", обеспеченность природным газом в области составляет 68,6 процента. По состоянию на 1 октября почти 125 тысяч семей являются потребителями сжиженного газа. Как они обеспечиваются этим видом топлива? Исполняющий обязанности руководителя предприятия Н. Шарапов сообщил: с января по октябрь жителям доставлено 9689 тонн сжиженного газа, что составило 103 процента. В том числе проживающим в Каракульском районе - 1403 тонны, Алатском - 1349, Шафирканском - 1129, Джандорском - 1231, Пешкунском - 1036, Гиждуванском - 1237 тонн. В среднем ежемесячно по восемь килограммов на каждую семью. Доставку жителям отдаленных регионов осуществляют 35 единиц спецавтотранспорта. В Каракульском и Ромитан­ском районах построены и сданы в эксплуатацию две газонаполнительные станции мощностью по десять тонн в сутки, а также в Вабкентском районе - мощностью 20 тонн.

Но возникает вопрос: почему отдаленные регионы все же испытывают трудности со своевременной доставкой сжиженного газа, обеспечением газовыми баллонами, оплатой за приобретаемое "голубое топливо"? Сход граждан "Чандир", расположенный в 25 км от райцентра Шафиркан, - один из густонаселенных в области. По договору районное газоснабжающее предприятие должно обеспечивать потребителей из кишлаков Саврак, Чигилбак, Чандир, Жушура, Курбонгли, Читгарон и ряда других газовыми баллонами. Однако на деле возникают большие перебои с их своевременной доставкой. Порой работников райгаза жителям сел приходится ждать месяцами. Они вынуждены ехать в Пешкунский или Вабкентский районы, чтобы за свой счет заправить баллоны на газонаполнительной станции.

- Более того, от нас требуют оплату только наличными, - говорит ветеран труда Дилмурод Бекмуродов. - Хотя постановлением главы государства определено: оплата может производиться в любой форме, в том числе посредством пластиковых карт.

На территории схода граждан "Чандир" за последние семь лет построены и сданы в эксплуатацию около 30 современных домов по типовым проектам, заметно украсивших облик села. Однако многие из них пустуют. Необеспеченность газом и питьевой водой - одна из основных причин этого, хотя необходимые инженерные коммуникации проложены.

Особого внимания требуют вопросы подготовки к зиме образовательных учреждений. По информации Бухарского облуно осуществлен ремонт 2423 кв.м кровли, 1288 п.м внешних и 3661 п.м внутренних отопительных систем. Цифры пестрят и по другим показателям. А что за ними?

По словам директора школы N№ 35 Шафирканского района Фархода Нарзуллаева, в прош­лом году поступило 60 тонн угля, в нынешнем - на половину меньше. Вопросы обеспечения углем и брикетами образовательных учреждений не решены до конца и в том же Каракульском районе, где 51 школа, 21 дошкольное учреждение, другие учебные заведения. За исключением нескольких школ в райцентре, основная часть отапливается зимой углем. Дети будут мерзнуть вместе с учителями? Видимо, так.

В школе N№ 36, где в 2005 году провели капитальный ремонт,  учащиеся до сих пор не обеспечены природным газом и питьевой водой. Единственный выход - запас в необходимом объеме угля и угольного брикета. Но вместо 21 тонны привезли 16 тонн топлива. В плачевном состоянии и школа N№ 50, расположенная на территории схода граждан махалли "Караун" в 45 км от райцентра. В приспособленном учебном заведении обучается свыше 200 ребят. Положение усугубляет не только отсутствие необходимой материально-технической базы. По словам директора школы Я. Рузиева, выделенный объем угля не соответствует потребностям заведения. Аналогичная ситуация с обеспечением топливом и у семей схода.

- В нашей махалле проживают 3700 жителей, - говорит председатель махалли "Янги замон" Ихтиёр Шоимов. - В их числе немало малообеспеченных. Потребность в угле и брикетах в зимний период составляет не менее 100-150 тонн. Нам выделили в семь раз меньше. Как быть? Из-за перебоев со снабжением вынуждены закупать тамарикс по цене 600 тысяч сумов за одну тележку.

О серьезных недостатках свидетельствует такой факт: по состоянию на 12 октября из предусмотренных 9000 тонн угля и такого же количества брикетов населению выделено соответственно 4648 и 193 тонны твердого топлива.

- Хотя наше учебное заведение расположено в районном центре, перебои с газоснабжением, особенно в зимний период, стали обычными, - говорит директор школы N№ 18 Сурайё Шермухамедова. - Обратилась с просьбой в районо о выделении угля. Ни ответа, ни привета. Прош­лый год зиму пережили с трудом. Что будет в нынешнем холодном сезоне?

Карим Абдурахимов.

Соб. корр. "Правды Востока".

Бухарская область.

 

 

 

Инновационные методы - путь к прогрессу

 В Указе Президента нашей страны Шавката Мирзиёева "Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан" от 8 сентября 2017 года особое внимание уделяется повышению уровня внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Корреспондент УзА побеседовала с первым заместителем директора Центра развития системы "Электронное правительство" Муродом РАСУЛОВЫМ об осуществляемой в этом направлении работе и планах на перспективу.

- Мурод Махмуджонович, в Концепции административной реформы отмечено, что уровень внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий не отвечает современным требованиям.

- Действительно, как справедливо отметил глава нашего государства, уровень используемых методов не позволяет оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, а также является причиной излишней бюрократизации и высоких издержек государственного управления. Концепция направлена на устранение этих недостатков, качественное обновление всей системы государственного управления.

Это ставит перед нами такую задачу, как внедрение в жизнь новых, эффективных инновационных разработок в данном направлении. В связи с этим в нашей стране проводится ярмарка инновационных идей, технологий и проектов. После проведенной в прошлом году ярмарки реализована в практику программа "Исполнительная дисциплина". Разработка, включающая в себя мониторинг и оперативный контроль, превращается в межведомственную систему электронного сотрудничества.

Запуск системы "Ijro.gov.uz" обеспечивает контроль за межведомственной исполнительной дисциплиной. Ведется работа по дальнейшему развитию системы, так как она является очень эффективной и повышает уровень ответственности должностных лиц государственных органов. Система обеспечивает достаточный уровень открытости в данном направлении. В значительной мере сокращает сроки передачи поручений исполнителям и предоставления руководству результатов выполненной работы. Это также повысит ответственность государственных органов при соблюдении предусмотренных в регламенте сроков исполнения. В качестве специального модуля, обеспечивающего одновременно обмен информацией, система повысит эффективность осуществления оперативных служебных переписок среди пользователей.

- Указом предусмотрена задача еще более широкого внедрения системы "Электронное правительство". Как она будет осуществляться?

- В 2016 году вступил в силу Закон "Об электронном правительстве", который стал важной правовой основой в развитии системы. Однако все еще имеются проблемы, ждущие своего решения.

В частности, не всеми министерствами и ведомствами достаточное внимание уделяется внедрению ИКТ. Либо допускается медлительность. В организациях ощущается дефицит работников, ответственных за ИКТ, в некоторых случаях у них нет достаточного уровня квалификации. По сей день в некоторых организациях не создана автоматизированная система организации внутренних процессов и сотрудничества с другими организациями либо эффективно не используется уже имеющаяся.

- Какими электронными услугами чаще всего пользуются население и субъекты предпринимательства?

- Как известно, запущен Единый портал интерактивных государственных услуг my.gov.uz. В его рамках разработано и внедрено более 300 электронных государственных услуг, система превратилась в единую точку пользования электронными услугами, оказываемыми государственными органами. Со дня введения в эксплуатацию портала поступило около 1,5 миллиона обращений.

В целях совершенствования действующей платформы в тестовом режиме запущена новая версия портала. Ее преимущество заключается в том, что в нее интегрированы действующая база данных, информационные системы "Электронное правительство", Единая система идентификации (One-ID).

Вместе с тем внедрены новые транзакционные услуги, такие как применение и оплата штрафов по задолженностям за коммунальные услуги и нарушение правил дорожного движения, информирование о налоговых задолженностях, внесении страховых платежей и состоянии накопительного пенсионного счета. Это создает большие удобства для населения и позволяет экономить время, средства, а самое главное - жить в ногу со временем.

Запущена система оценки посредством единого портала нормативно-правовых актов - regulation.gov.uz. В ней на обсуждение представлены проекты более 1,5 тысячи нормативно-правовых актов. Такая прозрачность вызывает огромный интерес у населения, еще более активизировался процесс высказывания мнений о законопроектах.

Популярностью пользуется интерактивная услуга отправки обращений в государственные и хозяйствующие органы, посредством которой поступило свыше 250 тысяч обращений.

В информационную систему "Лицензия" внесены более 150 тысяч лицензий и разрешительных документов. С ее помощью в электронном виде обеспечиваются процессы регистрации и выдачи лицензий.

В новой версии Единого портала интер­активных государственных услуг предоставляются автоматизированные услуги в сферах предпринимательской деятельности, таможни, социального обеспечения, лицензирования, недвижимости, налогов, юстиции и других.

Все это послужит обеспечению процветания нашей страны, успешной реализации широкомасштабных реформ на современном этапе.

Беседовала

Н. Абдураимова.

 

 

 

Шараф Рашидов в воспоминаниях ученых

 В Ташкенте состоялась научная конференция "Роль Шарафа Рашидова в истории Узбекистана". В нем приняли участие известные ученые, представители государственных и общественных организаций, зарубежные гости, поэты и писатели, работники средств массовой информации.

Открыл конференцию президент Академии наук Б. Юлдашев.

Шараф Рашидов возглавлял Узбеки­стан почти четверть века. Благодаря его стараниям наша страна достигла успехов в области экономики, науки, образования, здравоохранения, культуры и искусства. Были освоены тысячи гектаров степных и целинных земель, построены новые города и села, заводы и фабрики, разбиты сады. Первым в Центральной Азии был построен Ташкентский метрополитен.

Вместе с тем Шараф Рашидов был крупным писателем и поэтом, внесшим весомый вклад в развитие узбекской литературы. В частности, его произведения "Кашмирская песня", "Поэма двух сердец", воспевающие любовь к Родине, дружбу и преданность, были переведены на 56 языков мира.

На конференции выступили академики Академии наук Республики Узбеки­стан О. Салимов, И. Искандаров, Б. Назаров, А. Аскаров, известный ученый И. Кузьмин, председатель Союза писателей Узбекистана М. Ахмедов, доктор исторических наук К. Ражабов, автор ряда книг о Шарафе Рашидове писатель Ф. Раззоков и другие, которые поделились своими впечатлениями о преданном сыне нашего народа.

В эти дни в образовательных учреждениях, махаллях, государственных и общественных организациях проходят посвященные 100-летнему юбилею Шарафа Рашидова культурно-просветитель­ские мероприятия, вечера памяти. В Джизаке открыт памятник Шарафу Рашидову. Издана книга "Выдающийся сын нашего народа", сборник избранных произведений, создан документальный фильм о его жизни и творчестве.

На мероприятии особо отмечалось, что такие благородные дела, реализованные в рамках исполнения постановления Президента нашей страны Шавката Мирзиёева "О праздновании 100-летия со дня рождения выдающегося государственного деятеля и писателя Шарафа Рашидова" от 27 марта 2017 года, являются высоким выражением почтения нашего народа к памяти известного писателя.

В мероприятии принял участие Государственный советник Президента Республики Узбекистан А. Юнусхаджаев.

М. Хусанова.

Корр. УзА.

 

 

Пути устойчивого развития

10-11 ноября 2017 года в Самарканде состоится международная конференция по обеспечению безопасности и устойчивого развития в Центральной Азии под эгидой ООН "Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания".

Форум станет одним из важных практических ш агов по реализации инициатив, озвученных Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым с трибуны 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и направленных на обеспечение безопасности, социально-экономического процветания и укрепление регионального сотрудничества в Центральной Азии. Как известно, превращение Центральной Азии в зону стабильности, устойчивого развития и добрососедства определено главой нашего государ­ства основным приоритетом внешней политики Узбеки­стана.

Организаторы конференции - Министерство иностранных дел Республики Узбеки­стан, Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии и Региональное представительство Управления ООН по наркотикам и преступности в Центральной Азии.

По информации оргкомитета, в работе крупнейшего международного мероприятия примут участие более 500 человек, в том числе главы внешнеполитических ведомств стран Центральной Азии, официальные делегации высокого уровня из государств СНГ, Европы, Азии и Америки, руководители свыше десяти международных организаций, включая ООН, ЕС, ОБСЕ, ШОС, СНГ, ЕБРР, около 100 авторитетных международных экспертов и сотрудников ведущих зарубежных СМИ, а также представители аккредитованного в Узбекистане дипломатического корпуса.

В соответствии с программой форума к его участникам обратятся помощник Генерального секретаря ООН по политическим вопросам Мирослав Енча, помощник Генерального секретаря ООН, директор Регионального бюро по странам Европы и СНГ Программы развития ООН Джихан Султаноглу, Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, Европейский комиссар по международному сотрудничеству и развитию Невен Мимица, Генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер, Председатель Исполкома - Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, Генеральный секретарь ШОС Рашид Алимов, руководители других международных структур.

На конференции также выступят главы МИД Республики Казахстан - Кайрат Абдрахманов, Кыргызской Республики - Эрлан Абдылдаев, Республики Таджикистан - Сироджиддин Аслов, Туркменистана - Рашид Мередов, а также министры иностранных дел Турецкой Республики - Мевлют Чавушоглу, Ислам­ской Республики Иран - Мохаммад Джавад Зариф, Исламской Республики Афганистан - Салахуддин Раббани, старший директор по делам Южной и Центральной Азии Совета национальной безопасности США Лиза Кёртис и другие официальные лица зарубежных государств.

Ожидается, что проведение Самаркандской конференции предоставит возможность ее участникам обменяться мнениями по актуальным вопросам безопасности и развития региона, выработать предложения по эффективным путям их решения. Двухдневный форум позволит обсудить конкретные направления наращивания сотрудничества между центральноазиатскими странами в политической, торгово-экономической, инвестиционной, транспортно-коммуникационной, водно-энергетической, экологической и культурно-гуманитарной сферах, а также роль международных организаций и государств-партнеров в содействии реализации региональных проектов развития и повышении потенциала стран в противодействии современным вызовам и угрозам.

УзА

 

 

Совершенствуются механизмы работы

 Во всех городах и районах Каракалпакстана прошли учебные семинары "Организационно-правовые механизмы усиления духовно-просветительской работы в махаллях". Организаторы - Служба по взаимодействию с общественными и религиозными организациями Аппарата Президента Республики Узбекистан и Республиканский совет по координации деятельности органов самоуправления граждан.

В них приняли участие заместители хокимов городов и районов по молодежной политике, социальному развитию и духовно-просветительской работе, руководители городских и районных отделений Республиканского центра духовности и просветительства, председатели комитетов женщин, махаллей, территориальных советов по координации деятельности органов самоуправления граждан, консультанты по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания, представители комиссий сходов граждан по вопросам просвещения и духовности, руководители территориальных структур Союза молодежи Узбекистана, фонда "Нуроний", а также школ, лицеев и колледжей.

Собравшиеся в Кегейлий­ском районе отметили созданные в годы независимости условия для защиты прав и интересов граждан, реализации потенциала каждого. Подчеркнули, что в наши дни нельзя представить современное общество без такого значимого социального института, как махалля. Ее представители играют большую роль в жизни народа, духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Нельзя не отметить и участие в социальной поддержке, а также налаживании "мостов" взаимопонимания между органами госвласти и управления.

Ничто не стоит на месте. Перемены в Год диалога с народом и интересов человека коснулись и этого института гражданского общества. Так, принят Указ Президента страны "О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли" от 3 февраля 2017 года. Он нацелен на повышение ее роли и места в общественной жизни, внедрение эффективных механизмов защиты прав и интересов граждан.

На повестке дня - приоритетные вопросы повышения правовой культуры, определения духовно-нравственных ориентиров, приобщения к здоровому образу жизни населения. Аудиторией этих задач является каждый житель махалли. Особую же роль уделяют воспитанию и развитию подрастающего поколения.

- Для усиления духовно-просветительской работы в махаллях действуют комиссии по вопросам просвещения и духовности, - отмечает консультант схода граждан аула Дустлик по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания Элликкалинского района Комила Жуманиёзова. - Сегодня наша цель - оградить молодежь от различных угроз, не допустить формирования так называемого идеологического вакуума. А для этого нужно воспитывать детей в духе любви и преданности Родине. Ведь у нашей страны богатое историческое наследие, о котором нужно помнить, передающиеся из поколения в поколение традиции и обычаи. Вмес­те с тем важно то, каким вырастет ребенок, какое место он займет в обществе. В этом неоценима работа такой общественной структуры, как "родительский университет". В его составе - правоведы, врачи, педагоги, психологи. Благодаря их слаженной работе удается поддерживать духовную атмосферу в семьях, укреплять их. Участие в этом учебном семинаре для нас, специалистов махаллей, имеет особое значение. Ведь здесь можем получить необходимую информацию, обменяться опытом по актуальным вопросам.

Особый акцент в ходе мероприятия поставлен на постоянное взаимодействие общественных и государственных структур в организации духовно-просветительской работы на местах. Отмечали, что необходимо уделять внимание вопросам по предупреждению преступности, семейных конфликтов и разводов. С помощью таких встреч можно объединить представителей разных возрастов и профессий, определить имеющиеся проблемы и совестными усилиями прийти к путям их решения.

Каракалпакский опыт учебных семинаров, посвященных организационно-правовым механизмам усиления духовно-просветительской работы в махаллях, планируется распространить во всех регионах страны.

Юлианна Мороз.

 

 

Созвездие мастеров и ремесел

Все великолепие декоративно-прикладного искусства Узбекистана, других стран - разнообразие и многогранность жанров, высокое мастерство исполнения, красота форм, волшебство орнаментальных решений, гармония цвета и фантазии представлены на впервые проходящем в нашей стране I Ташкентском Международном фестивале декоративно-прикладного искусства. Его организатор - Академия художеств Узбекистана при содействии министерств культуры, иностранных дел, высшего и среднего специального образования, Ассоциации "Хунарманд", Союза молодежи и других.

Цель фестиваля, который проходит в столице с 6 по 11 ноя­бря, - укрепление международных культурных связей, популяризация традиционного и современного декоративно-прикладного искусства Узбекистана и зарубежных стран, возрождение забытых народных промыслов, выявление интересных экспериментальных форм в прикладном искусстве.

Как отмечалось на пресс-конференции, состоявшейся в день открытия, за годы независимости в Узбекистане проделана огромная работа в различных областях культуры и искусства. Сохранены многие региональные школы - керамики, вышивки, текстиля. Воспитано не одно поколение профессиональных усто, передающих свои знания по принципу "мастер-ученик". Государство оказывает большую поддержку для развития и пропаганды прикладного искусства не только внутри страны, но и за ее пределами.

В фестивале принимают участие около ста двадцати мастеров из Узбекистана, более 70 - из зарубежных стран, а всего было подано более 250 заявок из разных государств мира. В том числе - из Азербайджана, Великобритании, ФРГ, Японии, Ирана, Италии, КНР, Южной Кореи, Кыргызстана, Казахстана, Латвии, России, Таджикистана, Туркменистана. Экспозиция, расположившаяся в лучших выставочных залах столицы - Центральном выставочном зале, Мемориальном саду-музее имени Камолиддина Бехзода, Галерее изобразительного искусства Узбекистана, Международном караван-сарае культуры имени Икуо Хираямы, Ташкентском Доме фотографии, Дворце творчества молодежи, раскрывает весь спектр развития современного декоративно-прикладного искусства как традиционных видов, так и нетрадиционных. Мастера Узбекистана демонстрируют существующие в нашей стране школы керамики, вышивки, ткачества, резьбы по дереву, ювелирного искусства и других. Здесь же можно увидеть и зарубежные проекты. Во второй день фестиваля "за круглым столом" собрались искусствоведы, мастера, чтобы обсудить актуальные вопросы развития сферы.

В рамках фестиваля пройдут мастер-классы, дефиле современного костюма отечественных и зарубежных участников, а также презентация журнала "Art and part news Uzbekistan" и другие мероприятия.

Инобат Азимова.

Фото Рашида Галиева.

 

 

 

Сроком  до десяти лет

 Российский Внешэкономбанк и Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан профинансируют инфраструктурные проекты в нашей стране.

Меморандум о сотрудничестве подписали первый заместитель председателя правления Узнацбанка Нодирбек Сайдуллаев и старший вице-президент, руководитель Блока международной деятельности, экспорта и финансовых институтов Внешэкономбанка Даниил Алгульян. Структуры, сотрудничающие более десяти лет как на двусторонней основе, так и по линии Межбанковского объединения в рамках Шанхай­ской организации сотрудничества, договорились проработать вопрос совместного участия в финансировании проектов в отечественной энергетической отрасли. В их рамках предполагаются поставки российского высокотехнологичного энергетического оборудования.

- Группа ВЭБ готова предоставлять финансовую поддержку инфраструктурным проектам Республики Узбекистан, предусматривающим использование российских технологий для дальнейшего расширения торгово-экономических отношений между нашими странами, - сказал Даниил Алгульян. - Рассматривается возможность открыть кредитные линии Узнацбанку в размере до 250 млн долларов сроком до десяти лет.

Лола Очилова.

 

Молодежь идет вперед

 Благодаря всесторонней поддержке малого бизнеса и частного предпринимательства, созданию комфортной деловой среды растет вклад представителей сферы в повышение экономического потенциала страны, наполнение потребительского рынка востребованной продукцией, повышается занятость населения.

Указ главы государства "О мерах по коренному совершенствованию системы государственной защиты законных интересов бизнеса и дальнейшего развития предпринимательской деятельности" от 19 июня 2017 года дал мощный толчок к активизации деятельности предпринимателей, устранению препятствий на их пути.

Молодой предприниматель Мансур Юсупов, используя предоставленные возможности, наладил свой бизнес. В кишлаке Остона Янги­арыкского района открыл предприятие "Барчиной" по выпечке хлебобулочных изделий. На выделенный банковский кредит в размере 80 миллионов сумов закупил современное оборудование, начал производство шести видов хлебопродуктов.

- Благодаря всесторонней поддержке молодежи, желающей открыть свое дело, растет число предпринимателей. Рад, что вступил в их ряды, - говорит М. Юсупов. - На предприятии работают три выпускника профессионального колледжа. Созданы все необходимые условия для эффективного труда. Изделия реализуем в социальные учреждения района.

Молодой предприниматель не намерен останавливаться на достигнутом. В ближайшее время планирует расширить ассортимент выпускаемой продукции, создать новые рабочие места.

Латофат Саилханова.

Соб. корр. "Правды Востока".

Хорезмская область.

 

Повышая квалификацию

 ООО "Avtotest Report" организовало медиатур в головной центр повышения квалификации, посвященный открытию таких центров для водителей автотранспортных средств во всех регионах республики.

По словам директора департамента по повышению квалификации ООО Маманбия Омарова, данные центры практически полностью готовы к началу своей деятельности. Закуплено оборудование и полным ходом идет работа по оснащению центров повышения квалификации в областных центрах и Каракалпакстане. Компания вкладывает в их создание и развитие 25 миллиардов сумов, создается более тысячи рабочих мест.

- Самое главное в учебном процессе - квалификация кадров, поэтому в центрах особое внимание также уделено повышению их знаний и навыков, - говорит генеральный директор ООО Оксана Тигай. - На занятиях учитель будет использовать планшеты, интерактивные методы с использованием игровых элементов. Еще один важный компонент - мониторинг. "Стоять над душой" никто не собирается. Посещаемость учащихся и преподавательского сос­тава будет контролировать система аудио- и видеонаблюдения. Курсы разработаны максимально емкими и эффективными - они занимают всего одну неделю.

В ходе медиатура журналисты ознакомились с ходом подготовки к открытию центров повышения квалификации водителей автотранспортных средств в Республике Каракалпакстан, областных центрах и городе Ташкенте в январе 2018 года, создаваемыми в них условиями, материально-технической базой, учебно-методическими пособиями, квалификацией педагогов.

Отабек Искандаров.

 

 

 

Несовершенное искусство

 В Галерее изобразительного искусства Узбекистана при поддержке Института Гете в Ташкенте открылась выставка "Иначе, чем всегда".

Неповторимость и нестандартность мышления - такой слоган мог бы быть у этого вернисажа. 106 работ, 67 авторов, 11 стран, и все показывают предметы, что окружают каждого из нас, в новом и доселе невиданном свете. Голографическая лампочка, диван из футбольных ворот и вешалка из грабель - это самая малая часть того, что ожидает посетителей Галереи изобразительного искусства Узбекистана. Экспозиция принадлежит Институту связей с зарубежными странами (ifa), является своего рода "свежим взглядом" на предметы обыденные, неприметные.

- Объекты не являются совершенными, некоторые из них больше забавны, чем функциональны, - говорит куратор выставки профессор Государственного университета дизайна в Карлсруэ Альбус Фолькер. - Но это и есть жизнь, ведь все мы не совсем идеальны и прекрасны в своей идентичности, в своих отличиях от других.

По признанию организаторов проекта, он не посвящен функциональности объекта дизайна и его форме, а наоборот, призван продемонстрировать отклонения от дизайнерских стандартов, диктуемые привычными предметами домашнего быта.

- Это ведь не только дизайн, но и современное искусство, - делится впечатлениями посетитель экспозиции Абдувоис Садиков. - Впечатлило то, как в каждом экспонате скрываются знакомые предметы. Например, запомнилась шкатулка из щеток.

Вернисаж "Иначе, чем всегда" позиционирует себя как попытка разрушить стереотипы и привычный уклад вещей с надеждой на то, что дизайн завтрашнего дня, как и искусство, не будет лишь новой вариацией старых идей.

Сабина Алимова.

Фото Рашида Галиева.

 

 

Два матча. Счет 16:0

 В Душанбе продолжается отборочный турнир юношеского первенства Азии. Наши девятнадцатилетние парни провели два матча и выиграли с общим счетом 16:0.

Напомним, в первой встрече наши земляки встретились со сверстниками из Шри-Ланки. Одержали победу с разгромным результатом - 10:0. И во втором поединке сохранили свои ворота сухими. В ворота сборной Мальдивских островов отправили шесть безответных мячей.

Осталось провести еще две игры - с представителями Бангладеш и хозяевами квалификационного тура - командой Таджикистана, которая тоже пока идет без поражений.

 Тимур Низаев.

Обозреватель "Правды Востока".

 

Перед чемпионатом Азии

 Успешно выступив в отборочном турнире чемпионата Азии в Тебризе (Иран), сборная Узбекистана по мини-футболу завоевала путев­ку в финал континентального первенства, которое состоится в феврале будущего года в Китайском Тайпее.

Под руководством главного тренера Баходыра Ахмедова наши ребята уже начали подготовку к главному старту будущего сезона. Провели учебно-тренировочный сбор в Объединенных Арабских Эмиратах.

В рамках этой поездки узбекистанцы провели и две товарищеские встречи с командой ОАЭ. Даже на фоне высоких физических нагрузок наши ребята сумели одержать победы. Если в первом матче их перевес был минимальным - 5:4, то во втором вратари Рустам Умаров и Акмаль Хазраткулов не позволили соперникам забить ни одного гола, в то время как их товарищи отличились четыре раза.

Тимур Низаев.

Обозреватель "Правды Востока".

 

Коррективы, внесенные шоковой терапией

 Чемпионат Узбекистана. Высшая лига. Двадцать седьмой тур. "Нефтчи" - "Локомотив" - 0:0, "Согдиана" - "Пахтакор" - 0:1, "Бунёдкор" - "Навбахор" - 2:2, "Олмалик" - "Шуртан" - 3:1, "Обод" - "Машъал" - -:+ , "Насаф" - "Металлург" - 2:0, "Кизилкум" - "Динамо" - 1:0, "Бухоро" - "Коканд-1912" - 2:2.

Решение Республиканской федерации о том, что в следующем сезоне за награды будут бороться только двенадцать клубов, большинством тренеров и футболистов, а также болельщиков встречено, мягко говоря, неоднозначно. От такого "хирургического вмешательства", конечно, есть плюсы, но минусов все же больше.

Безусловно, реформа назрела. Пора избавляться от "вечных середнячков", ставящих задачу занять место в десятке лучших. Балласт изрядный. Однако при этом заметно сузится география большого футбола. Кто останется в высшей лиге? Три ташкентские команды, на матчи которых собираются горстки зрителей, по две - из Ферганской долины, Кашкадарьи и столичной области, вероятно, продолжит выступать "Бухоро". Неизвестные авторы модернизации считают, зато усилиться конкуренция в первой лиге. На воде вилами писано. Практика показывает, что не сильные команды ведут за собой, а слабые к себе подтягивают. А как теперь будут создаваться женские коллективы при клубах? Не развалятся ли детско-юношеские футбольные школы при командах мастеров? Что станет с инфраструктурой при уменьшении финансирования? Словом, проблемных вопросов больше, чем путей их разрешения.

Такая шоковая терапия, разумеется, внесла коррективы в ход чемпионата, накатывающего на финиш. Вроде бы более собранно играют фавориты, которым оказывают отчаянную конкуренцию. Например, в Фергане недосчитался очков "Локомотив" и тем самым отложил чемпионство до следующего тура.

Вничью сыграл и "Бунёдкор" и тем самым, кажется, вычеркнул себя из списка призеров. Пахтакоровцы продолжают гонку за второе место, дающее право на участие в Лиге чемпионов Азии. С трудом, но переиграл в гостях "Согдиану".

Кстати, столичное трио собрало на свои матчи всего около четырех тысяч зрителей. Болельщики отказываются посещать игры на результат. Заметим при этом, что антирекорд тура установил "Бунёдкор" во встрече с "Навбахором" - на трибунах было всего чуть больше 700 болельщиков, большинство из которых прибыло в Ташкент из Намангана.

А всего на семи матчах побывало 31,5 тысячи болельщиков. Почти половина из них наблюдала за поединком "Бухоро" с "Кокандом-1912". Но и тут не обошлось без "ложки дегтя". Под занавес интересной встречи арбитр Виктор Серазитдинов не засчитал мяч, забитый кокандцами в ворота хозяев поля. "Медвежья услуга?"

 

Положение команд после двадцать седьмого тура

         Клубы

1. "Локомотив"                 

2. "Насаф"                         

3. "Пахтакор"                    

4. "Бунёдкор"                   

5. "Бухоро"                        

6. "Коканд-1912"              

7. "Навбахор"                   

8. "Машъал"                     

9. "Олмалик"                    

10. "Металлург"               

11. "Кизилкум"                 

12. "Динамо"                    

13. "Согдиана"                 

14. "Нефтчи"                     

15. "Шуртан"                    

16. "Обод"                        

Тимур Низаев.

Обозреватель "Правды Востока".

 

 

 

За девять месяцев этого года в результате реализованной работы по государственной поддержке малого бизнеса и частного предпринимательства объем производства микрофирм и малых предприятий составил 105,6 процента. Это в свою очередь создало основу для увеличения выплачиваемого ими размера единого налогового платежа.

Количество просмотров

63