USD = 8085.11 SUM   EUR = 9487.07 SUM
Ташкент

Золотая середина

Дата публикации: 04 11 2017

 Улучшение качества и эффективности налогового администрирования, совершенствование налогообложения для содействия развитию предпринимательства - одно из ключевых направлений проводимых реформ.

Малый бизнес стал мощным экономическим инструментом обеспечения экономического роста. Более 107 тысяч малых предприятий обеспечивают 55 процентов ВВП республики. Во многом это результат упрощения порядка налогообложения, по которому малые предприятия и микрофирмы платят единый налоговый платеж (ЕНП). За последние годы его ставка снизилась в три раза - с 15 до пяти процентов. Это, а также сохранение единого критерия для использования ЕНП, позволило малому бизнесу значительно нарастить обороты производства. Однако единственным требованием для перехода на уплату ЕНП была численность работников, в результате чего предоставление все больших льгот небольшим предприятиям сопровождалось ростом налоговой нагрузки на крупные.

Как следствие, эта мера обеспечения сбалансированности государственного бюджета привела к увеличению стоимости продукции и ценовой неконкурентоспособности крупных производителей, что резко повлияло на рентабельность их деятельности, а в отдельных случаях привело к убыточности. Малым предприятиям стало невыгодно пользоваться их продукцией за счет отнесения НДС на себестоимость, из-за этого между ними нарушилась кооперация. И тогда большие предприятия нашли выход - стали делиться на "малые", чтобы упростить систему отчетности и уменьшить налоговое бремя.

Освобожденные благодаря единому налоговому платежу от всех налогов, включая земельный, на имущество и за пользование водными ресурсами, многие производители потеряли стимул к их рациональному использованию. Так, у 9422 предпринимателей никак не задействованы в общей сложности 1037,8 гектара земельных площадей, хотя при грамотном подходе эта земля приносила бы хороший доход.

В этих условиях возникла острая необходимость поэтапного устранения возникших перекосов, снижения налоговой нагрузки для крупных предприятий и сокращения разрыва в налогообложении между ними и более мелкими участниками сферы. Изменить ситуацию поможет отказ от практики отнесения к субъектам малого бизнеса в зависимости от вида деятельности и отраслевой принадлежности и переход на единый критерий по численности для всех отраслей экономики. Для плательщиков ЕНП предлагается ввести земельный налог, а чтобы усилить кооперацию и создать конкурентную среду - определить пороговое значение, превысив которое предприниматель получит дополнительное обязательство по уплате НДС.

К слову, на территории СНГ только у наших бизнесменов такие выгодные условия. В Казахстане, помимо ЕНП, предприниматель платит еще четыре налога, но при этом у них одна из самых низких налоговых ставок - три процента, тогда как в России производитель отдаст государству шесть процентов от оборота и 15 процентов - с прибыли. А по данным, опубликованным в ежегодном международном отчете Всемирного банка "Ведение бизнеса" ("Doing Business"), выходит, что уровень налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства у нас значительно ниже, чем в таких странах с развитой экономикой, как США, Австралия, Германия, Швеция, Турция и Китай. Завершение полного перехода на электронную форму сдачи налоговой отчетности и расширение практики дистанционной уплаты налогов в рамках Указа Президента нашей страны "О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей" от 18 июля позволили значительно улучшить рейтинг страны по показателю "Налогообложение", совершив рывок с прошлогоднего 138-го до нынешнего 78-го места.

Еще одна льгота для крупных игроков сферы - снижение налоговой нагрузки путем уменьшения совокупной ставки обязательных отчислений в различные фонды, а также освобождение от налога на движимое имущество. И наконец достичь золотой середины в распределении налогового бремени поможет введение категории "среднее предприятие". Среднегодовая численность работников на нем должна составлять от 101 до 300 с учетом выпускников образовательных учреждений - 450 человек, а оборот по реализации - менее десяти миллиардов сумов.

Понятные, прозрачные и доступные налоговые ставки облегчат правила ведения малого и среднего бизнеса, что в результате должно стимулировать как создание новых проектов, так и увеличение собираемости налогов с уже действующих субъектов.

Одилжон Иминов.

Доктор экономических наук, профессор.

Количество просмотров

110