USD = 8069.29 SUM   EUR = 9403.14 SUM
Ташкент

Качество против китча

Дата публикации: 02 11 2017

"Чинни бозор!", - выкрикивает из подъехавшего к остановке автобуса кондуктор. Мало кто, правда, знает, что название известного в столице рынка посуды и фарфора своими истоками уходит вглубь истории. На протяжении долгого времени фарфор в Среднюю Азию возили по Великому шелковому пути из Китая. Его здесь так и называли "чинни" (китайский). Сегодня от былой славы остались, увы, лишь воспоминания. Впрочем, как и от знаменитого не только в нашей стране, но и соседних государствах Ташкентского фарфорового завода. Погоня за быстрой прибылью ставится многими горе-предпринимателями во главу угла. И это в то время, когда государство оказывает поддержку тем, кто борется за возрождение некогда ведущей отрасли.

От "пахта" до "а ля Ташкент"

В идеале фарфор представляет собой сочетание хрупкости и поразительной красоты, нежной роскоши. Как ни удивительно, основной темой росписи узбекского фарфора стала не традиционная узбекская керамика, а сюзане. От этого вида национального искусства в фарфор перешли символика, контраст­ность цветов.

Самые знаменитые сервизы - "пахта", "атлас" и "золотой олень". Узоров с хлопком, которые разрабатывались на Ташкент­ском фарфоровом заводе, было множество. Авторство первого такого принадлежит знаменитому мастеру Р. Арипджанову. Тема хлопка получила развитие и впоследствии. Художники разрабатывали все новые ее версии в фарфоре.

Но "золотой век" Ташкентского фарфорового завода в начале 90-х пришел к закату - отсутствовали средства на замену морально устаревшего оборудования, обучение специалистов современным технологиям, появились сложности с закупкой необходимого для производства сырья, которого на отечественном рынке попросту не было.

Заполнить образовавшуюся на рынке брешь взялись нечистые на руку предприниматели. Они разместили заказы с рисунками популярных видов продукции у производителей за пределами Узбекистана, в основном в Поднебесной, которая "славится" дешевой рабочей силой, низким качеством выпускаемой в сжатые сроки продукции. И наши базары заполонила яркая, кричаще блестящая продукция "а ля Ташкент". Не лучше сложилась обстановка и в областях Узбекистана. Небольшие цехи, как правило, не оборудованные, заполняли сельские рынки некачест­венным, грязно-желтого цвета фаянсом, быстро приходящим в негодность.

Рождение бренда

Покупаю на одном из столичных рынков восточные пиалы с традиционным хлопковым узором. Неделя-другая, и горячий чай творит с ее белоснежной внутренней поверхностью "чудеса" - красивая пиала покрывается выщербинами, темными, несмывающимися даже самым хорошим средством для мытья посуды пятнами. Ситуация, сложившаяся на нашем рынке после закрытия ведущего фарфорового завода, сохраняется и по сей день.

 - Связано это в основном с открытием в стране большого числа мини-заводов, частных предприятий, которые зачастую создают свою продукцию кустарным способом. Заводы, где мы были, работают вручную, нет даже вагонеток. До обжига работники кладут будущий товар один на другой, что категорически запрещено, - говорит заместитель директора ООО "Turon porcelain" Дильбар Абдуллаева.

 Сегодня предприятие, начинавшее в начале 90-х практически с нуля, не в пример другим подобным фирмам по праву претендует на звание нового бренда Узбекистана, внося весомый вклад в становление и развитие производства фарфора в стране. Продукция ООО уже зарекомендовала себя на рынке Центральной Азии, стран СНГ, Европы и США. Большое число заказов в последнее время поступает из России, где вслед за модой на национальную узбекскую кухню возрос интерес и к традиционной восточной посуде.

И компании, отправляющей свой товар на экспорт в красивой упаковке "Чайная церемония", есть чем гордиться. Вся продукция, производимая на ООО "Turon porcelain", имеет сертификаты соответствия ISO: 9001-2008 и 9001-2009 и гигиенические, а также сертификат Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан. Более того, она получила экспе­рт­­ное заключение о классификации товаров в соответствии с кодом ТНВЭД Республики Узбекистан. Готовая продукция, прежде чем выйти в свет, три раза проходит ОТК, сорт товара может быть снижен из-за малейшей неточности, неровности узора. Патент же на товар и фирменный логотип позволили резко сократить число подделок на отечественном рынке продукции ООО, так как теперь "Turon porcelain" имеет право подать на "пиратов" в суд.

 …Дильбар Абдуллаева достает из серванта в своем кабинете пиалу и подносит ее к залитому солнечным светом окну. "Видите, рисунок четко виден на обратной стороне, - обращается ко мне. - Именно так мы и проверяем качество нашего товара". Последнее зависит от многих составляющих - технологии, процесса производства, а также минералов. Если что-то упустить, то теряется пластичность готовой продукции. Раньше ее удавалось достичь за счет добавления украинской глины. Сегодня же, по словам Дильбар Абдуллаевой, продукция производится на основе местного сырья - кварцевого песка, полевого шпата из Джизака, ангренского каолина, обогащаемых на предприятии минералов.

До обжига в печи глину формуют и ровняют вручную. Первоначально серый фарфор на дальнейших этапах производства покрывают глазурью. Белоснежная продукция получается после трехкратного обжига при температуре 1200 градусов по Цельсию. Выпускать в день 15 тысяч наименований товара высокого качества позволяет полностью автоматизированное оборудование из Франции и Германии. Оно очень рентабельно, хотя и требует больших первоначальных взносов. Приобрести такое оборудование, а также обучить работе на нем специалистов за рубежом, закупить необходимое сырье позволили льготные банковские кредиты, направленные на поддержку предпринимателей, работающих на основе местного материала, а также освобождение от налогов согласно постановлению правительства республики "О дополнительных мерах по стимулированию расширения производства отечественных непродовольственных потребитель­ских товаров". Стало это возможным и благодаря другим принятым правительством решениям. Отрасль постепенно развивается и уже отвоевывает свои позиции. По числу же создаваемых предприятий она является сегодня маяком для иностранных инвесторов.

Благодаря государственным льготам, как и многие другие предприятия легкой промышленности, ООО открыло свои цехи в Яккасарайском районе, Сергелийской промзоне.

 Вновь разработанные художниками и дизайнерами предприятия изделия с узорами "пахта", "дворцовый", "атлас", "утро", расписанные вручную золотом, производятся в основном на основе госзаказа. Ведь вопрос о развитии отрасли стоит в стране до сих пор довольно остро. И решение его зависит во многом от того, насколько предприниматели готовы к выпуску продукции высокого качества.

Оксана Кадышева.

Количество просмотров

83