USD = 8069.29 SUM   EUR = 9403.14 SUM
Ташкент

За каждым обращением - чья-то судьба

Дата публикации: 08 09 2017

На прошедшем 9 августа совещании по выполнению задач, намеченных в Стратегии действий и в ходе диалога с населением, Президент Шавкат Мирзиёев критически проанализировал реальное положение дел на местах и качество жизни людей, отметил трудности, с которыми они сталкиваются, и нехватку слаженной работы по их решению. Обратить же внимание на имеющиеся недостатки позволяют обращения граждан в Виртуальную и народные приемные главы государства, действующие во всех регионах.

Лицом к лицу

…В фойе Народной приемной Президента по Ферганской области многолюдно. Представительное двухэтажное здание почти в центре города возвели специально для этих целей всего несколько месяцев назад. За день здесь бывает около 70 человек, и у всех - своя проблема, своя боль. Найти выход им помогают сотрудники не только этого, но и других государственных учреждений региона.

Скажем, сегодня тут ведет прием прокурор области. В специальном зале ожидания в прохладе уже готовятся к встрече с ним почти два десятка граждан. У каждого в руках - ворох бумаг. Это документы и письма из разных структур, действия которых не помогли пришедшим сюда. Какие-то из их жалоб остались неуслышанными, в ответ на другие получены стандартные отписки, и не по одному разу. А проблемы остались. Потому люди и надеются на личную встречу с руководством прокуратуры. Записаться очень просто - достаточно сообщить в Народную приемную, какое ведомство интересует, и вас запишут на ближайший день.

Все заходят по одному строго в порядке очереди. Их внимательно выслушивают, задают уточняющие вопросы. Наблюдая со стороны, не могу не отметить взаимную вежливость, хотя некоторые заявители жалуются на работу самих органов прокуратуры. Есть и такие случаи, когда эмоции скрывать нелегко. Например, Неъмат А. из Маргилана хочет устроиться на нормальную работу, но в свое время в отношении него завели уголовное дело, с решением суда по которому он не согласен. Зикрилло М. стал жертвой мошенничества, а приехавшая с ма­терью из Алтыарыкского района Нилуфар А. надеется решить вопрос с алиментами от мужа, несколько лет назад оставившего семью и переехавшего в другую страну. Как видно, тематика самая обширная. Находящиеся здесь же сотрудники профильных отделов помогают людям правильно оформить обращение и контролируют затем их рассмотрение. Каждое - на строгом учете.

- У нас давно существует практика приема населения руководством в здании самого ведомства - по два дня в неделю прокурором области и его заместителями. Однако появление Народной приемной позволило расширить диалог с народом, поднять его на качественно новый уровень. Сами видите: здесь другая обстановка. Живое общение лицом к лицу дает куда больший эффект, все решается оперативно, - объясняет помощник прокурора Ферганской области по обращениям граждан Умид Юлчиев. - Аналогичным образом ведут прием наши коллеги в городах и районах. По некоторым вопросам, находящимся в их компетенции, люди приходят и к нам. Конечно, никому не отказываем, берем их дела на контроль и стараемся сделать все, что можем, для благополучного разрешения сложных ситуаций.

Пока в одном зале продолжается прием, в остальных кабинетах кипит работа. Позже в Народной приемной ждали встречи жителей области с минис­тром по чрезвычайным ситуациям, а в течение этой и следующей недель - хокимом, главами управлений внутренних дел, налогового комитета, народного образования и других. Республиканские и местные руководители всех уровней постоянно бывают здесь, в районах и городах по четко установленному графику. К 21 июля прошло 3173 таких приема, в том числе 809 - с хокимами, 812 - прокурорами, 696 - начальниками органов внутренних дел, 104 - других структур. Также 251 раз состоялись выездные заседания в тех уголках области, откуда поступает больше всего обращений. Встречи в стенах махаллинских сходов граждан с участием более восьми тысяч людей позволили лучше оценить картину на местах.

Благодаря этому чиновники постепенно, методом проб и ошибок учатся выстраивать диалог с гражданами, которым такой формат общения тоже в новинку. Сотрудники приемной рассказывают, как в первое время готовили людей к выступлениям, чтобы те собрались с мыслями, не стеснялись говорить на неприятные темы. Теперь же "молчунов" все меньше.

Что положено
по закону

Невольно стал свидетелем показательного рабочего момента: один из специалистов звонил жительнице Коканда, обратившейся в банк за покупкой валюты на конверсионную пластиковую карточку. Там стали под разными предлогами сначала отказывать ей, потом занижать сумму и оттягивать ее получение. В надежде найти управу на нерадивых финансистов женщина пожаловалась в Народную приемную, сотрудники которой связались с банком. Дело сдвинулось с мертвой точки.

А ведь уже несколько лет как принят Закон Республики Узбекистан "Об обращениях физических и юридических лиц". Однако до сих пор есть руководители учреждений, которые не уделяют должного внимания проблемам граждан, безответственно относятся к их заявлениям, жалобам и предложениям. Проще говоря, игнорируют свои прямые обязанности. Тогда приходится подключать народные приемные главы государства в области, городах и районах. На 21 июля сюда поступили 29 522 обращения жителей региона, причем в электронной форме их еще не так много. Из них 19 473 переданы территориальным организациям, 1951 - вышестоящим. 19 713 удовлетворены, 105 отклонены, по 7358 даны разъяснения. Такая статистика - лучшая реклама. Добавьте к этому постоянно выходящие на местных теле- и радиоканалах передачи, видеоролики и газетные публикации о том, что уже удалось сделать.

- Если бы результатов не было, то и желающих прийти сюда стало бы куда меньше, не правда ли? - спрашивает руководитель Народной приемной в Ферганской области Робахон Махмудова. И пусть ее располагающая к себе внешность, мягкая манера речи и улыбка никого не вводят в заблуждение. За плечами собеседницы - многолетний опыт работы в качестве судьи. Отсюда соответствующий подход к решению вопросов - все должно быть по справедливости.

Абсолютное большинство соотечественников просит самых простых вещей - иметь нормальное жилье и стабильную работу. Обращения по этим двум поводам - в лидерах: 4436 и 3972.

- У кого-то не хватает места - в одном дворе оказалось четыре-пять семей. Как тут жениться, рожать детей? А некоторые вынуждены ютиться в едва приспособленных помещениях, чтобы была хоть какая-то крыша над головой. На большее нет средств, ведь речь идет о социально уязвимых слоях населения. Среди них есть и молодые, и пенсионеры, - комментирует Робахон Анваровна. - В результате рассмотрения таких обращений 1717 семей получили достойный кров и улучшили жилищные условия. На эти цели было направлено 25,1 млрд сумов средств местного бюджета и спонсоров. В частности, реконструированы три неиспользуемых пустовавших здания: бывшая типография Ферган­ского политехнического института, общежития маргиланского строительного и кокандского политехнического профессиональных колледжей. 168 семьям со скромным достатком предоставили квартиры в них, а еще 123 - в переделанных бывших пустовавших домах в махаллях.

На 30 сельских массивах 15 районов завершено строительство 1228 доступных домов по типовым проектам, которые передаются нуждающимся. 300 млн сумов материальной помощи выделили в качестве первичного взноса для 50 малообеспеченных семей, въехавших в дома с дворами на двух сотках. Четырем семьям приобретены квартиры в многоэтажках на 133 млн сумов. Еще 2,5 млрд сумов пошли на завершение строительства и ремонт 312 домов граждан, которые не могли себе позволить оплатить необходимые работы.

Приведем такой пример: Ю. Турдалиева из махалли "Полвонобод" Риштанского района нуждалась и в жилье, и в лечении. Ей выделили здание бывшей чайханы - семь комнат с участком общей площадью 0,12 га в кишлаке Амирабад родного района. При помощи активистов махалли огород был расчищен и подготовлен для высадки растений. Теперь женщина поселилась тут со своей семьей. 20 апреля специалисты районной семейной поликлиники провели медосмотр, по результатам которого наметили лечение, с которым ей тоже помогли.

Отдельно стоит сказать о тех, кому свое жилье положено по закону, но с исполнением послед­него иногда не спешат. Скажем, выпускник дома милосердия Махмуд Кадыров из Коканда уже стал отцом двоих детей. Только после обращения в Народную приемную в этом году ему передали двухкомнатную квартиру. В похожей ситуации оказалась Мухлиса Хашимова, сама ныне работающая воспитателем в Маргиланском доме милосердия.

- Моей дочке 4,5 года, и почти столько же времени я обивала пороги разных государственных учреждений с просьбой выделить квартиру, но нам отказывали по разным мотивам. Говорили, что жилья нет или что есть, но мне оно не подойдет, - вспоминает девушка. - Выше обращаться, честно скажу, не решалась, пока этим летом не увидела по телевизору объявление о Народной приемной и "телефоне доверия". И уже в конце июля узнала радостную весть - областной хокимият выделил однокомнатную квартиру. Да, там надо сделать до зимы ремонт, но и с этим обещали поддержать.

Когда знакомишься с подобными историями и цифрами, кажется, что они впечатляют. Но специалисты только качают головой: "Надо сделать куда больше! Число нуждающихся в жилье велико". Потому в области продолжается возведение еще 2558 доступных сельских домов, выданы разрешения на строительство еще 940 на двух сотках. В Фергане, Маргилане и Коканде вырастут больше тридцати многоэтажек, где будет свыше 1200 квартир. В ходе инвентаризации выявлены 16 неиспользуемых зданий, находящихся в государственной собственности. Сейчас ведутся расчеты для переделки их под дома для более чем 400 семей.

Могли давно решить

С чем еще идут люди в Народную приемную? За двумя названными "горячими" темами следуют такие, как получение материальной помощи - 2376 обращений, газо-, электро-, водо- и теплоснабжение - 1971, выплата пенсий и пособий - 1617, деятельность органов правопорядка - 1579, здравоохранение - 1516, алименты - 1140, кредиты - 1038. Среди них - к счастью, очень редко - бывают жалобы, от которых тянет потребительским отношением к государству. Их авторам приходится объяснять, на что те могут рассчитывать.

Большинство же проблем, как видно, житейские. И их можно было бы давно решить на местах, но отчего-то возникают проволочки. И случаи самые разные. Скажем, кокандец Эргашбой Кушматов требовал компенсации за свой магазин, снесенный на городском дехкан­ском рынке. Елена Малаганиева из Кувасая просила восстановить ее дочь на работе. Жители села Майда йингил Дангарин­ского района писали о необходимости заасфальтировать внутреннюю дорогу. Миркомил Каримов из сельского схода граждан "Дехконобод" Кувин­ского района надеялся достать инвалидную коляску для отца. Все они получили то, на что надеялись. А руководитель птицеводческого хозяйства "Мухаммадсодик Зиё" Отамурод Кабиров из сельского схода граждан "Ахшак" Ташлакского района обратился за помощью в бесперебойном обеспечении кормами. Ему помогли заключить договор с АО "Кувадонмахсулотлари", которое стало стабильно снабжать пернатых провизией.

- Кому-то не выделяют землю для застройки. Не все просто с переводом в наши вузы ребят, учившихся за рубежом, а также нострификацией их дипломов, ведь иначе они не могут претендовать на достойные вакансии. Очень больной вопрос - обеспечение бесплатными ордерами на лечение пенсионеров и инвалидов. Нуждающихся больше, чем тех, кто имеет на это право, - рассказывает Робахон Махмудова. - Есть и проблемы, требующие внимания на самом высоком уровне. Представляете, каким праздником оборачивается для людей положительное решение их обращений? Ради таких моментов и стоит работать.

Рамиль Исламов.

Спецкор
"Правды Востока".

Фото М. Кодирова.

           Ферганская область.

Количество просмотров

66