USD = 8085.11 SUM   EUR = 9487.07 SUM
Ташкент

ЧУДЕСНОЕ ПРИСТАНИЩЕ ДЛЯ МЕЛАМАНОВ

Дата публикации: 19 01 2005

Центр современного искусства и Ташкентский джаз-клуб имени Сергея Гилева преподнесли новогодний сюрприз любителям "горячей музыки"
По традиции последних лет столичный джаз-клуб открыл очередной сезон накануне старого Нового года. Произошло это в стенах замечательного помещения Центра современного искусства, в котором все радует и задевает сердца истинных ценителей прекрасного. Сценическая площадка была избрана джазменами не случайно: правление клуба и руководство центра начали совместную просветительскую и популяризаторскую акцию "Джаз и время".
Несмотря на ненастье и невоскресный день, меломанов собралось немало. Они привыкли, что начало джазового сезона происходит всегда особенно проникновенно, потому что посвящается памяти отечественных рыцарей джазового искусства, оставивших заметный след в сердцах не только коллег, но и музыкальной общественности Узбекистана.
Руководитель Центра современного искусства Сабир Рахматов, поздравив собравшихся знатоков джаза с новым сезоном, отметил, что сотрудники центра рады начавшемуся сотрудничеству с джаз-клубом, которое существенно расширит программу приобщения столичной молодежи к прекрасному.
Председатель правления Ташкентского джаз-клуба Владимир Сафаров подчеркнул, что за более чем сорокалетнюю историю клуб впервые приобрел надежное пристанище и сердечно поблагодарил от имени меломанов и профессионалов Центр современного искусства.
- Верстая программу общественного музыкального лектория "Джаз и время", мы стремились познакомить слушателей  с творчеством выдающихся джазовых композиторов, исполнителей и к популяризации прошедших проверку временем отечественных джазовых хитов, - сказала заместитель директора Центра современного искусства Людмила Кадзаева, - и дать знания специфики коллективов данного музыкального направления, особого звучания инструментов, привычных для классики, которые удачно "прикипели" к музыке, родившейся в негритянских кварталах мегаполисов Соединенных Штатов.
Могу сообщить, что занятия лектория решено проводить ежемесячно - в третье воскресенье. В февральской программе значатся, к примеру, страницы, посвященные спиричуэлсу, рабочим песням, давшим толчок созданию первых блюзов, а также столетию рано погибшего талантливого американского дирижера и сочинителя Глена Миллера.
Занятия  лектория будут вести известные исследователи джаза, музыканты и преподаватели, члены правления  столичного джаз-клуба. В течение предстоящего года меломаны узнают о выдающихся пианистах Чарли Паркере и Кейти Джаррете, замечательных вокалистах Билли Холидей и Фрэнке Синатра, услышат мелодии Джорджа Гершвина, Джона Колтрейна, Антонио Карлоса Жобима и Исака Дунаевского, услышат лекции о би-бопе, рэг-тайме, диксиленде, примут участие в презентации книги Сергея Гилева "Беседы о джазе", в которой особое место уделено истории развития джаза в Узбекистане. Как и положено в лектории, слово «будет» обильно "приправлено" чудесной музыкой - живой и звучащей с видео- и киноматериалов.
...Несмотря на не столь еще солидную историю, джаз имеет в  послужном списке целый ряд сочинителей, дирижеров и исполнителей, перед произнесением имен которых непременно звучит прилагательное "великий". Одному из таких великих подвижников американцу Каунту Бейси и была посвящена первая страница  январского джаз-парти в Центре современного искусства.
В последние полвека вряд ли отыщется в мире оркестр, который  не  играл бы пьес в стиле Каунта Бейси. Пианист, композитор, лидер оркестра, Бейси оказал огромное влияние на эволюцию джаза. Он родился сто лет назад. Рано сел за фортепиано, рано стал профессионалом. Сначала Бейси  аккомпанировал водевильным группам, был пианистом, как тогда говорили, иллюстратором немых фильмов, сопровождал выступления исполнительниц блюзов. В тридцать лет он собирает свой первый оркестр, который быстро приобретает популярность  благодаря тому, что его выступления с часу ночи транслировала радиостанция, и потому, что солистом был прекрасный певец Джимми Рашинг, тоже попавший в анналы  джазовой летописи  с много говорящим эпитетом - великий.
Неизвестный радиодиктор и придумал быстро набиравшему известность музыканту прозвище "Каунт", то есть "Граф", по-видимому в пику Дюку (Герцогу) Эллингтону и Кингу (Королю) Оливеру... Программа оркестра Уильяма Бейси, ставшего Каунтом,  включала модные тогда танцы - джамп, шаффл, стомп, джайв, бесчисленные блюзы и песенки. Первая пьеса "Джамп в час  ночи" стала визитной карточкой нового оркестра: то был  энергичный блюз, в котором мастерски сыгранные соло сменяли друг друга на фоне зажигательных оркестровых рифов.
Словом, оркестр скоро стал узнаваем, радио сыграло важную роль в его судьбе. Как и традиция, введенная реалистически мыслящим и не чуравшимся менеджмента  Каунтом, приглашавшего в состав не только самых известных, но и на самом деле  самых талантливых исполнителей. Так, барабанщик Джо Джонс выработал  технику игры на современной установке, нашел ставшими классическими способы аранжировки звучаний входящих в нее барабанов и тарелок. Эдди  Дером  первым стал пользоваться электрогитарой как сольным инструментом. Стоит назвать также выдающихся тенор-саксофонистов Хершелла Эванса и Лестера Янга,  трубачей  Джо Кейса и Карла Смита.
Все это позволяло оркестру Каунта Бейси каждый раз демонстрировать джем-сешн - соперничество музыкантов и... их инструментов.
Вторую страницу джаз-парти, посвященную  узбекским джазменам, ушедшим из жизни, украсили выступления ансамбля "Арцах" под управлением Владимира Сафарова, пользующегося особой популярностью молодежного квартета Алексея Данилова, выступления известных квартетов  "Караван" и "Маршрут-66", созданных Булатом Мустаевым и Александром Бризжуновым, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, композитора и педагога Энмарка Салихова и его учеников, юных джазменов из интерклуба "Фестиваль", которых настойчиво пестует Василий Упоров. Сорвал аплодисменты и джазовый вокалист Владимир Битюцкий, который, что называется, тряхнул стариной и выдал три песни в стиле самого Джимми Рашинга...
Станислав Алтунянц.
Обозреватель  "Правды Востока".

Количество просмотров

42