USD = 8085.11 SUM   EUR = 9487.07 SUM
Ташкент

Законодательная основа охраны животного мира

Дата публикации: 24 01 2017

В нашей стране с первых лет независимости уделяется особое внимание охране природы, сохранению и восстановлению экологической устойчивости и биоразнообразия. Для этого создана необходимая организационно-правовая и институциональная база.

В Конституции нашей страны закреплено, что земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.

В республике наряду с Законом "Об охране и использовании животного мира", вступившим в силу в 1998 году, приняты около 30 законов и сотни подзаконных актов, направленных на рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности.

После принятия этого закона за прошедший период Узбеки­стан с учетом национальных интересов и в целях интеграции международных отношений в этой сфере присоединился к ряду международных экологических нормативно-правовых актов. В частности, к конвенциям "О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения" (1997 год), "Об охране мигрирующих видов диких животных" (1998 год), "О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц" (2001 год), соглашению "По охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц" (2003 год). Присоединение Узбекистана к этим конвенциям, подписание межгосударственных соглашений сыграло важную роль в решении вопросов охраны, использования и воспроизводства биологических ресурсов.

Изучение международных экологических НПА, отечественного законодательства и опыта зарубежных стран в области охраны и использования животного мира послужило основанием для внесения соответствующих изменений и дополнений в действующий Закон "Об охране и использовании животного мира". Они предусматривают закрепление новых правовых норм, направленных на повышение эффективности правоприменительной практики и устранение пробелов в законодательстве с точки зрения комплексной защиты генофонда диких животных как неотъемлемой части биологического разнообразия.

По данным представителей сферы, в природной среде Узбекистана встречаются более 15 тысяч видов диких животных, из них 184 взяты под охрану и включены в Красную книгу.

Сегодня в республике действуют восемь государственных заповедников, два государственных природных парка, один биосферный резерват, 12 государственных заказников, три природных питомника для размножения животных, семь природных памятников, которые служат охране и рациональному использованию объектов биоразнообразия - растительного и животного мира.

Наблюдается сокращение за последние 30-40 лет в десять раз тукайных рощ, уменьшение в 25 раз сайгаков, являющихся уникальным видом фауны Узбекистана, популяция которых сегодня составляет пять-семь тысяч голов.

Подверженность экосистемы к разрушению, негативное влияние деятельности человека на природные комплексы обуславливают необходимость и чрезвычайную важность охраны в республике животного мира.

В настоящее время повышается риск исчезновения редких видов животных. Если двадцать лет назад их число, внесенных в Красную книгу Узбекистана, составляло 89, то к сегодняшнему дню этот показатель вырос практически вдвое.

Изучение национального опыта показывает не полный охват положений, принятых за прошедший период нормативно-правовых актов, а также невнедрение результатов накопленного в этой области опыта. Это стало одной из основных предпосылок принятия Закона "Об охране и использовании животного мира" в новой редакции.

Одобренный Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбеки­стан 24 августа 2016 года и подписанный на то время Исполняющим обязанности Президента Республики Узбеки­стан Шавкатом Мирзиёевым 19 сентября Закон "Об охране и использовании животного мира" в новой редакции отличается от действовавшего ранее несколькими аспектами. Так, внесены основные понятия, используемые при применении норм закона, - "дикие животные", "животный мир", "охрана животного мира", "продукция жизнедеятельности диких животных", "биотехнические мероприятия по охране и рациональному использованию животного мира" и другие. Также упорядочены вопросы организации охраны и использования животного мира, в частности:

- определены конкретные пути охраны животного мира, основные требования по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных;

- установлен порядок организации и проведения биотехнических мероприятий, направленных на сохранение диких животных, среды их обитания, путей миграции и мест размножения;

- определен порядок ограничения и запрета запрещенных методов ловли диких животных, а также права пользования животным миром;

- конкретизированы порядок, виды и методы использования животного мира, в том числе в научной, медицинской, культурно-просветительской, воспитательной и эстетической целях;

- установлены порядок выдачи разрешений для специального использования объектов животного мира, конкретные процессуальные механизмы, определяющие объемы ловли диких животных;

- уточнены правила и условия содержания в неволе диких животных, ввоза и вывоза объектов животного мира;

- уточнен порядок изъятия из природной среды внесенных в Красную книгу Республики Узбекистан редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных.

В законе закреплены нормы государственного упорядочения сферы охраны и использования животного мира. В частности, четко определены полномочия органов, осуществляющих основные направления государственной политики и управления в сфере охраны и использования животного мира - Кабинета Министров, Госкомприроды, Минсельводхоза, Академии наук, а также местных органов государственной власти. Также определен статус мест охоты и рыбалки, уточнен порядок ведения охотничьих и рыболовных хозяйств.

Закреплены также нормы, направленные на привлечение общественности к деятельности в этой сфере. В частности, еще более конкретизировано участие органов самоуправления граждан, ННО в охране и использовании животного мира, принятии решений. Также определены права граждан по участию в мероприятиях охраны и использования животного мира.

Принятие этого закона в новой редакции послужит комплексной охране генофонда диких животных как неотъемлемой части биологического разнообразия, повышению эффективности правоприменительной практики в сфере, восполнению имеющихся пробелов в законодательстве.

Сирожиддин Эшматов.

Ведущий научный сотрудник

Института мониторинга
действующего законодательства

при Президенте Республики Узбекистан.

 

 

 

 

 

Количество просмотров

33

Новостная лента