EUR
4125.29
(+49)
USD
3790.00
(+55)

Новости:

Самая высокая оценка


№42/2013
1 марта 2013

 

Воспитание гармонично развитого поколения стало в Узбекистане приоритетным направлением государственной политики. Совершенствуются содержание и качество образования. Преображается внешний облик школ. Педагоги осваивают и разрабатывают новые методики обучения и воспитания.

Капитально реконструированные корпуса шахриханской общеобразовательной школы N№53 в кишлаке Назармахрам сияют фасадами оранжевого цвета, широкими окнами, белоснежными занавесями. Привлекает и со вкусом оформленное просторное фойе. На территории много цветов, экзотических, декоративных и плодоносящих деревьев. Они сейчас будто просыпаются в ожидании весны.

Однако, выбирая для своего ребенка место обучения, родители отдают предпочтение именно этой школе не только поэтому. Здесь практикуют современные педагогические методы, сохраняют свои лучшие традиции. Преподают в сельской школе такие предметы, как психология, риторика, этикет, ритмическая гимнастика.

Фойе украшают работы известных андижанских художников. Можно ознакомиться и с творчеством юных талантов древнего селения. "Аксакалы Назармахрама", "Новостройки", "Сельская улица", "Садовод", "Гончар", "Устод" не раз побывали в Ташкенте, на выставках областного центра. О достижениях свидетельствуют многочисленные дипломы, ценные подарки. Кроме студии изобразительного искусства, действуют два десятка предметных кружков.

altБиолог Нигора Исмаилова отметила: творческий настрой, поиск новшеств, внедрение опыта лучших педагогов страны сделали ее предмет одним из любимых у учеников. Она регулярно "подпитывается" из периодической печати, выбирая, а затем применяя самые эффективные методические новинки. И не ограничивается уроками. Находит время, чтобы водить школьников на природу. Созданный их руками гербарий - уникальная творческая работа. Собрано сушеных плодов и листьев свыше трехсот видов деревьев, трав и цветов. Результат - заметно возросший интерес к урокам биологии, окружающей родной природе, повышение успеваемости.

На встрече выпускников, окончивших эту образцовую школу, был задан вопрос: "Кто из учителей за эти годы произвел на вас самое яркое впечатление?" Поделиться мнениями хотелось каждому. Назвали практически всех. И действительно, в школе нет "слабых", даже средних. Хотя талант стать настоящим учителем дан далеко не всем.

Такой же вопрос задал директору Камолиддину Гопирову, который, не задумываясь, ответил:

- Работаю с 55 педагогами. Из них 18 имеют высшую категорию, 14 получили статус первой и второй. Остальные - молодые специалисты, которые стремительно поднимаются по ступеням профессионального роста. Педагогика - своеобразная, особая профессия. У нее нет определенного пика. После покорения одной высоты появляется новая вершина. Потому у нас не принято останавливаться на достигнутом. Тем более, успешно продолжающаяся школьная реформа требует неординарных, высокоэффективных начинаний.

С таких позиций Гопиров начал свою трудовую деятельность в 1971 году. С детства мечтал стать учителем. По его признанию, даже в играх с товарищами всегда выбирал именно эту роль. Быть может, унаследовано от родителей? Оказывается, нет. Вырос в простой сельской семье, но родители, во многом отказывая себе, помогли ему получить высшее педагогическое образование, ту специальность, которую он выбрал. И, естественно, не ошиблись. Сегодня по стопам пошли и его дети: химики, математики, биологи.

В трудовой книжке кавалера ордена "Эл юрт хурмати", заслуженного работника народного образования Узбекистана К.Гопирова одна запись: принят на работу в шахриханскую среднюю школу N№ 53. Далее идут повышение по должности, присвоение категорий и награждения. Незабываемым годом в жизни и трудовой деятельности опытного педагога стал 2010 год. Указом Президента Республики Узбекистан Камолиддину Гопирову присвоено звание Героя Узбекистана.

- Высшая государственная награда ко многому обязывает, - говорит он, - и прежде всего - продолжать творческий поиск, посвящать способности и накопленный опыт воспитанию молодого поколения, от которого зависит будущее нашей страны.

По словам главного наставника всех учителей школы Гопирова, здесь каждый педагог может гордиться тем, что их воспитанники добиваются высоких результатов в учебе и дальнейшей жизни. Поэтому школа признана образцовой. Только в этом году здесь проведено свыше пятидесяти показательных уроков. Разнообразные проекты, предложенные коллективом, широко распространяются в других учебных заведениях.

Сегодня среди сельских ребятишек нет такого, который бы не владел навыками работы на компьютере. В школе создан уникальный центр современных педагогических технологий. Сам Гопиров является автором двух десятков методических разработок, которые сегодня широко внедряются в школах области и других регионов республики. В качестве методических пособий они рекомендованы для всех школ Узбекистана с русским, английским, каракалпакским, казахским, таджикским, туркменским языками обучения.

Школа стала одной из опорных баз для изучения неординарных передовых практических методов преподавания, разработанных Хайдарали Умаровым, Таваккалом Дадахоновым, Нигорой Исмаиловой, Нафисой Кучкаровой. По рейтингу, проводимому специалистами облуно, восемьдесят процентов школьников - отличники учебы.

Председатель родительского совета школы, сельский врач Бахром Нишонов доволен тесным контактом с родителями, профессиональными достижениями педагогов и активным участием сельчан в кипучей школьной жизни. Учредили премию "Лучший ученик". Первым победителем стал по всем двадцати номинациям девятиклассник Дониер Озодбеков.

- Я нередко навещаю уроки, - рассказывает один из родителей фермер Толибжон Хидиров. - Например, слушая профессионального математика Хайдарали Умарова, несложно догадаться, почему он признан лучшим учителем.

"Какой вид урока выбираем: дебаты, брифинг или пресс-конференцию?" По желанию класса остановились на диалоге. Педагог занимает место за последней партой. А вести урок доверяет одному из лучших учеников. Сыплются десятки вопросов, на которые следуют аргументированные ответы. Иногда Умаров направляет ход урока в положенное русло. Подобные занятия не завершаются, они продолжаются в классные часы, в кружках, при проведении викторин, конкурсов.

В "багаже" коллектива немало разработок индивидуального обучения, активизации мыслительной деятельности школьников, бесед, диспутов. Как добавил Гопиров, неутомимый поиск его коллег делает любой урок обучающим и воспитывающим. Творческий подход заставляет ученика мыслить, рассуждать, брать пример с других.

Действует научное общество учеников. Его цель - развитие творческого интеллекта. Около ста ребят являются его активистами. Коллеги Камолиддина Гопирова гордятся тем, что воспитанники добиваются высоких результатов на районных, областных и республиканских конкурсах. В этом учебном заведении уже второй год отсутствует оценка "тройка", потому что педагоги интерес к учебе поощряют, награждают лучших, и родители их в почете. Праздники "Отличники", "Мой решительный шаг", "Прощай, "тройка!" собирают всех - от первоклашек до выпускников.

Отмечают победителей конкурсов "Проба пера", "Мои рисунки", "Родная природа", "Без вредных привычек". Своеобразно проходит здесь День учителей и наставников: "хозяевами" уроков становятся выпускники, которым доверяют проведение уроков. Новшество пришлось по вкусу и самим дублерам, и родителям, и педагогам.

Школа в отдаленном Назармахраме, учебные корпуса которой в образцовом порядке и аккуратно подготовлены к учебному сезону, не раз награждалась ценными призами. Камолиддин Гопиров добавил, что дело даже не в признании, а в том, что школа на селе является эстетическим и духовным центром. Потому она обязана высоко нести эту марку. Если школа привьет детям вкус к знаниям, творчеству, научит трезво мыслить, честно поступать в любой ситуации, воспитает его патриотом, - это самая высокая оценка труда учителя.

Нурмухаммад Ватанияр.

Соб. корр. "Правды Востока".

Андижанская область.

Фото Тохиржона Хамракулова. 



Также в разделе:

№35/2017

Выбирая профессию

В выпускном классе приходит время определить дело по душе, а значит - и дальнейшее направление учебы. Понять, что у школьника получается лучше всего, чем ему интересно заниматься и работа в какой сфере сможет раскрыть весь его потенциал, помогает профориентация. Успешным поискам способствуют роди... Подробнее
№87/2013

Язык как средство общения

   Процессы реформирования отечественной экономики, последовательная интеграция Узбекистана в мировое сообщество поставили ряд новых задач и требований перед современными специалистами различных сфер. Прежде всего это импульс к широкому сотрудничеству и партнерству на международном уровне, чт... Подробнее
№69/2013

Полезная инициатива

В начале года Сурхандарьинское областное управление народного образования выступило с инициативой создания в школах клубов чистоты и здоровья, деятельность которых направлена на пропаганду здорового образа жизни, усиление контроля за соблюдением правил санитарии и гигиены в школах и другие аспе... Подробнее
Регионы