EUR
4125.29
(+49)
USD
3790.00
(+55)

Новости:

Здоровая конкуренция - сильная экономика


22 февраля 2011
С первых дней независимости Президентом и правительством республики была поставлена задача - построение сильного государства с социально ориентированной экономикой. Поддержка и защита добросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности отнесены к приоритетным направлениям государственной политики.
Экономические процессы реформирования направлялись прежде всего на создание новых конкурентных отношений и обеспечение условий их развития. Для этого был принят целый ряд постановлений по реформированию и демонополизации в сферах естественных монополий и крупных базовых отраслей экономики. Это касается вопросов энергетики, железнодорожного транспорта, телекоммуникаций, сельского хозяйства, хлопкоочистительной, химической промышленности, коммунального хозяйства и других отраслей.
Первый Закон о конкуренции "Об ограничении монополистической деятельности" принят в 1992 году. Через четыре года принимается Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В нем на первый план выдвигается конкуренция, и потом уже - монополизм и ограничение его воздействия на экономику. В 1997 году принят Закон "О естественных монополиях", появление которого было увязано с назревшей необходимостью установления баланса между интересами потребителей и хозяйствующих структур.
Благодаря целенаправленным действиям по реализации государственной конкурентной политики и стабильному развитию экономики республики в годы независимости существенно снизилась степень монополизации рынков товаров и услуг. Например, в легкой промышленности в 2000 году было 62 вида монопольной продукции, в 2010 году практически не осталось ни одного. В сфере строительных материалов было 197 видов, стало 11, услуг - 697, стало 81, в хлебобулочном производстве - 43, стало два, в сфере продовольствия - 519, осталось четыре.
В стране созданы благоприятные условия для организации новых хозяйствующих субъектов и частного предпринимательства, свободно конкурирующих на рынках товаров и услуг, что говорит о наличии здоровой конкурентной среды.
- За последние десять лет количество предприятий-монополистов снизилось на 75,2 процента, - говорит директор Центра по совершенствованию антимонопольной политики при Госкомдемонополизации Голиб Холджигитов. - Только за 2004-2009 годы доля монопольной продукции в общем объеме ВВП республики снизилась с 26 до 20,8 процента, что свидетельствует о дальнейшем развитии конкуренции и значительном сокращении предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. На сохраняющихся монополизированных рынках значительно изменилось поведение субъектов рынка и субъектная структура нарушителей антимонопольного законодательства.
Как известно, демонополизация - это создание конкуренции, а основной индикатор ее развития - увеличение числа хозяйствующих субъектов за счет развития предпринимательства. Малый и частный бизнес - та необходимая среда, которая способствует развитию конкуренции. Сейчас в республике идет бурное развитие предпринимательства, поддерживаемого государством, налоговыми и другими льготами, развитием рыночной инфраструктуры, созданием различных институтов.
Происходящие позитивные изменения в экономике республики и принятие законодательных актов для совершенствования системы правовой защиты, либерализации финансовой ответственности субъектов предпринимательства, сокращения системы по выполнению контрольных функций требуют и совершенствования антимонопольного законодательства. Особенно существенного пересмотра действующего законодательства с учетом структурных изменений в экономике, а также необходимостью защиты конкурентной среды на рынках товаров и услуг.
В Указе Президента страны от 20 февраля 2010 года "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы антимонопольного регулирования и развития конкуренции" предусмотрены меры по дальнейшему совершенствованию правового поля для развития в республике конкурентной среды, пресечению недобросовестной конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), в первую очередь на внутреннем потребительском рынке.
На совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 13 ноября 2010 года Президент страны Ислам Каримов отметил: "Необходимо разработать и принять новый Закон "О конкуренции", в котором вывести нормы, регулирующие монопольную деятельность не только на товарных, но также на финансовых рынках, ввести нормы по регулированию биржевых торгов, упростить процедуры контроля и регулирования сделок, слияния, присоединения и покупки акций".
- Для дальнейшего стимулирования развития конкуренции и совершенствования механизмов регулирования монополистической деятельности разработан законопроект, который позволит устранить недостатки в механизме правового регулирования, обеспечивающего защиту конкуренции на рынках товаров и услуг, - говорит Голиб Холджигитов. - Разработка нового закона направлена на совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, уточнение правовых основ государственной политики в этой сфере, обновление правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на рынках товаров.
Одно из основных нововведений законопроекта - распространение антимонопольного регулирования на рынке финансовых услуг.
С целью обеспечения государственного контроля за экономической концентрацией, законопроектом вводится новая глава, регулирующая слияние, присоединение, покупку акций, имущественных прав и других сделок (действий), приводящих к усилению степени преобладания лица или группы лиц. При этом в законопроекте увеличены пороговые значения балансовой стоимости активов с 4000-кратного размера минимальной заработной платы до 100000-кратного с целью сокращения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты.
Принятие нового законопроекта обеспечит консолидацию норм, регулирующих отношения в сфере конкуренции, состоящих сейчас из многих отдельных подзаконных актов. Это повысит прозрачность и эффективность правового регулирования отношений в этой области, а также устранит существующие в законодательстве пробелы и коллизии в сфере антимонопольного регулирования. Обеспечит равные условия для деятельности субъектов предпринимательства, свободного перемещения товаров, свободу экономической деятельности, что является основным аспектом развития конкуренции и ее защиты на рынках товаров и услуг.
Джамиля Аипова.
Корр. "Правды Востока".


Также в разделе:

ПРИГЛАШАЯ ИНВЕСТОРОВ, НЕ СИДЯТ СЛОЖА РУКИ

"Чем интересна Андижанская область для инвестора?" Мне отвечают так, будто я и есть инвестор: "Есть рабочая сила - раз, сырье - два, дешевые энергоресурсы - три, развитая инфраструктура - четыре…". С большим энтузиазмом говорит об инвестиционном потенциале области заведующий отделом андижанского об... Подробнее
№204/2016

Дороги серою лентою вьются

 Согласно утвержденной Первым Президентом страны Исламом Каримовым Программе "Об ускорении развития инфраструктуры транспортного и коммуникационного строительства в 2012-2016 годах" в Узбекистане было намечено строительство и реконструкция 2710 километров автомобильных магистралей различного знач... Подробнее
№27/2016

Перспективные проекты на селе

В Наманганской области ежегодно открываются около 300 субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, которые вносят весомый вклад в формирование и развитие социальной инфраструктуры села, способствуют решению вопросов занятости населения. Кишлак Юксалиш - одно из густонаселенных и о... Подробнее
Регионы