EUR
4125.29
(+49)
USD
3790.00
(+55)

Новости:

В поисках главной темы


№248/2015
25 декабря 2015

С этюдником за плечами он объездил бескрайние просторы нашей планеты -  от Курильских островов до центра Европы. Но главной темой его творчества всегда была неповторимая природа родного Узбекистана, живописный высокогорный кишлак Гилан, расположенный в Шахрисабзском районе Кашкадарьинской области. Творческие работы заслуженного деятеля искусств Узбекистана Махамадёра ТАШМУРАТОВА сегодня украшают не только экспозиции музеев и выставочных залов нашей страны, но и музея изобразительных искусств в Турине (Италия), где хранятся рисунки Леонардо да Винчи и Рафаэля.

alt- Мухамадёр Эргашевич, вы родом из кишлака Юган-тепа Янгиюльского района Ташкентской области. Откуда истоки любви к искусству?

- Несмотря на то, что мой отец, Эргашбай, был обычным сельским тружеником, прекрасным мастером-плотником, по своей природе это был очень тонкий человек. Делая потолки, рамы, украшал их резьбой по дереву. А еще писал стихи, статьи, немного рисовал, обладал хорошим чувством юмора.

Лет с семи-восьми я тоже стал рисовать все, что видел, что окружало в повседневной жизни. Мое увлечение родители поддержали и предоставили полную свободу выбора. Это было непросто, ведь в семье было восемь детей.

На отделение живописи художественного училища я не поступил, но в приемной комиссии, отметив увлеченность профессией, предложили продолжить обучение на отделении резьбы по дереву у прекрасного мастера и замечательного человека Ортыка Файзуллаева. Проучившись год, стал постепенно постигать азы резьбы, орнамента. Но Ортык-ака, заметив мое стремление к живописи, как-то сказал: "Хорошего мастера не получится, если учиться не от души. И хотя мне очень жаль отпускать тебя, все же рекомендую заняться тем, к чему стремится твое сердце". Это было своего рода благословение. Я вернулся к живописи, но как только выпадало свободное время, приходил к своему учителю. Он давал мне задания, по моим работам и натурным наброскам следил, как я развиваюсь, расту в творческом плане. Постоянно бывал на просмотрах, внимательно разглядывал каждую работу. Прошло немало лет, прежде чем как-то на выставке мастер сказал: "Рад, что все-таки из тебя получился художник!"

- Как складывался ваш творческий почерк?

- Всегда был жадным в работе, много ездил в поисках главной темы в творчестве. И куда бы меня не приглашали на этюды, всегда говорил: "Хочу!" Так благодаря поездкам в Алмалык, Ангрен, Муйнак появилась тема: "Узбекистан индустриальный". Побывал в Якутии, на Чукотке и Курильских островах, а уже после окончания института - в Болгарии, Италии. Благодаря полученным впечатлениям и опыту по-другому стал смотреть на окружающий мир, жизнь, творчество. Но главное, мыслить стал по-другому.

Незабываемые впечатления произвела на меня и поездка вместе с коллегами-художниками по горным кишлакам Кашкадарьи, особенно в Гилан. Неповторимая природа, люди, обычаи этого небольшого селенья так тронули мою душу, что вот уже 28 лет каждый год езжу туда, собираю материал, пишу с натуры. И каждый год высокогорный кишлак Гилан как драгоценный камень в обрамлении горных цепей, открывается разными гранями.

Для работы располагался прямо на глиняных крышах местных домов, раскинувшихся на горных склонах в виде террас. Не раз наблюдал, как из окон за мной с интересом наблюдают местные жители. И каждый раз незаметно в том месте, где рисую, они оставляли для меня в плетеных из ивовых прутьев корзинах гостинцы - лепешки, чай, сухофрукты, гранаты, укрыв платком от пыли. Щедро делились тем немногим, что у них было. Изредка успевал заметить хрупкую фигурку и озорные черные глаза какой-нибудь девчушки, юрк­нувшей в подворотню.

Очень поэтичное место - Гилан. Так, например здесь поют все - от детей до стариков, а домбра есть почти в каждом доме. Их здесь делают своими руками. Поют, когда работают, и когда отдыхают, тут же на ходу сочиняют мелодии и песни. Поют очень красиво. А какие удивительно красивые здесь люди, колоритные старики... так и хочется взять кисть и писать, писать... У меня есть серия работ "Гилан­ская сюита", "Поющие", "Женщины Гилана".

- Вы входите в содружество художников "Сарчашма", которое существует уже почти 13 лет. На чем оно строится и что дает в творческом плане?

- Образование этой группы в 2003 году было ответным шагом на обращение главы нашего государства к деятелям культуры и искусства страны. Он говорил о том, что в нашей стране столько прекрасных и по-настоящему уникальных мест, которые могут стать для художников источником вдохновения. Первую поезд­ку мы организовали в Шахимардан. В группу вошли такие известные мастера кисти как Сабир Рахметов, Акмаль Нур, Хаким Мирзаахмедов, Анвар Мирсагатов, Файзула Ахмадалиев и другие. К нам примкнули художники из Ферганы, Коканда и Андижана. Потом были организованы поездки в Шахрисабз, Гилан, Сарчашму.

Это время для нас, художников, очень плодотворное. В день каждый, как правило, пишет по два, три, а то и четыре этюда. Когда развешиваем их сушить, порой не хватает места. Получается настоящая выставка, экспозиция которой меняется каждый день. Посмотреть на работы собираются местные жители, которые становятся первыми зрителями и критиками.

Такое содружество очень многое дает художникам. Если раньше мы были просто коллегами, то теперь стали единомышленниками.

- Вы - заслуженный наставник молодежи, профессор кафедры живописи Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода, в котором преподаете уже 33 года, воспитали не одно поколение деятелей культуры и искусства нашей страны, многие также стали педагогами. И ваша задача не только - научить своих студентов профессии, но и воспитать их гармонично развитыми высокодуховными личностями?

- Конечно, профессия педагога, особенно в сфере искусства, включает в себя нечто большее, чем лишь научить рисовать. Мы не просто читаем лекции - занимаемся с каждым исходя из его индивидуальности. Грубо говоря, готовим "штучный товар". Мне очень интересно работать с молодежью, ведь все студенты в группе разные. Главная задача - дать им не только хорошую академическую школу, но ценностные ориентиры в жизни. С другой стороны, повторяя в который раз со своими студентами азы рисунка, композиции, компановки, я и сам учусь - педагогика помогает мне быть постоянно в форме. Благодаря такому общению приходят новые мысли и творческие идеи, условные образы. Иногда появляется желание попробовать себя в каком-то ином направлении или передать свое видение того же Гилана другим способом.

- Что вы стремитесь сказать в искусстве? И какое оно - творческое и человеческое счастье?

- Это непростой вопрос. Для меня очень важно гармоничное сочетание собственного творчества и педагогики. Как каждый человек в своей жизни должен вырастить ребенка, так и у художника должны быть последователи - его ученики. Ну, и конечно огромное счастье для любого творца, продолжение его жизни - его работы.

Считаю себя счастливым человеком, я правильно выбрал жизненный путь, упорно трудился, шел к достижению цели, а труд непременно дает результат. И где бы я ни был, везде встречались на пути хорошие люди, всег­да помогали.

Счастлив вдвойне потому, что двое из троих детей пошли по моим стопам. Одна из дочерей, - Муножат, закончила искусствоведческий факультет, работает заместителем директора школы музыки и искусств в Зангиатин­ском районе Ташкентской области. Сын - Сардор, выпускник Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода, работает главным художником на одном из телеканалов, является художником-пос­тановщиком нескольких картин. Ну, и конечно - счастье - восемь внуков. Маленький Диёр, которому всего полтора года, уже крепко держит в руках карандаши и с удовольствием разрисовывает книжку-раскраску.

Бесконечно благодарен главе государства за высокую оценку моего скромного труда, присвоение звания заслуженного деятеля искусств Узбеки­стана. Для меня это аванс за будущие работы. Художник не может останавливаться на достигнутом, он всег­да должен идти вперед.

- За годы независимости изобразительное искусство Узбекистана претерпело огромные изменения. Каким вы видите его настоящее и будущее?

- В нашей стране очень много талантливых художников. В каждой возрастной категории можно назвать немало достойных имен, известных далеко за пределами нашей Родины. Очень тесна связь между поколениями, сохранена и развивается школа изобразительного и прикладного искусства. И это не случайно. Все это благодаря питательной почве, созданной государством для развития творческого потенциала нации, поддержки талантливых людей, особенно молодежи. Очень плодотворно работает созданная по инициативе Президента, Академия художеств Узбеки­стана, задача которой - служить во благо процветания нашего общества, духовному обогащению наших соотечественников. При ней действует многоступенчатая образовательная система, включающая в себя школы искусств, колледжи и лицеи, высшие учебные заведения. Очень важно, что равные возможности имеют талантливые дети как в столице, так и самых отдаленных кишлаках.

А ведь во многих странах художники не имеют таких престижных залов, какие построены в нашей стране, возможности свободно творить, выставляться, ездить по стране и миру. Мы должны понимать это и гордиться таким вниманием со стороны государства к деятелям культуры и искусства. Скажу без преувеличения: Узбекистан - рай для творческих людей! Ну и конечно, самое главное - искусство не может жить в отрыве от реальной жизни, общества. И нас, деятелей культуры, не могут не вдохновлять, происходящие в стране созидательные перемены, царящие в нашем родном доме мир, спокойствие, взаимоуважение друг к другу, важнейшим духовным ценностям. Ведь сама суть творчества - созидание, а значит, у отечественного искусства - прекрасное будущее.

Беседовала

Ирина Рибар.

Фото
Рашида Галиева.



Также в разделе:

№182/2014

Посланник музыки

Учащийся академического лицея одаренных детей при Государственной консерватории Узбекистана Тохиржон Аскаров - один из самых юных обладателей медали "Шухрат" в нашей стране. Талантливый пианист и лауреат международных конкурсов отмечен в Указе Президента "О награждении группы одаренной молодежи з... Подробнее
№171/2015

Мелодии, объединяющие народы

В Самарканде завершился десятый международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари" Международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари", организованный по инициативе Президента Ислама Каримова, в этом году прошел в десятый раз. Звучавшие на площади Регистан, в амфитеатрах "Муъжиза" и "Них... Подробнее
№25/2014

"…Чей разум высшим знаньем просвещен"

Он опередил свое время на многие века, его гениальные произведения, мысли и идеи оказали огромное воздействие на развитие научной мысли и духовной жизни узбекского и других народов Центральной Азии в историческую эпоху Восточного Ренессанса. Несмотря на прошедшие столетия, его творческое наследие... Подробнее
Регионы